Синташтинская АК (от памятника Синташта). (18-16 вв. до н.э.)

Памятники нах. На Южном Урале. От окружающего мира от срубного на западе и андроновского на востоке несколько отличается. Археологи полагают, что носители этой культуры, население на Южном Урале пришлое, появились скорее всего из восточных европейских степей. В керамических формах и технологии есть много общих черт общих с культурами западной зоны. Культура представлено поселениями и некрополями. Поселений известно 20 штук, имеющих правильную геометрическую форму, наиболее известные — Аркаим. Раскопаны тотально, на месте Аркаима музей-заповедник. Поселение Синташта представляет собою округлую жилую площадку, диаметром около 140 метров, окруженная оборонительной глинобитной стеной и рвом. Поселение ориентировано в направление сторон света имело 2 въезда: южный и северный. К северу — храмовый комплекс. Имело внутреннюю стену, вдоль которой шла кольцевая улица и радиальную планировку. По радиусам располагались дома, которые имели общую стену. Такие же жилища и во внешнем кольце. Жилища наземные, из глины. Каждое жилище включало 2-3 помещения, внутри располагался колодец, очаг и хоз.ямы (для хранения припасов).

Хоз.ямы 2 видов: зерновые и мусорные.

В 200 метрах от поселения располагался могильник. В данном случае могильник грунтовый, представлял собой небольшую насыпь — 20 см высотой (24 на 33 м). Под насыпью слой прокаленной глины и 40 погребений. Захоронения в основном индивидуальные, но есть и парные захоронения детей и взрослых. Причем девушек 12-14 лет с мужчинами 40-45 лет. Парные погребения больше, чем остальные. Клали на спину с подогнутыми коленями, имеются расчлененные захоронения (представления о вредоносных покойниках). На некрополе известны места жертвоприношений животных (лошадей, собак, коров), как целиком, так и частями. Есть погребения с боевыми колесницами и конской упряжкой. Захоронения коней парами (либо по 2, либо по 4). В др.могилах нах. Конские псалии.

Культура подвижных коневодов, использовавших боевые колесницы. В могилах находят глиняные и берестяные сосуды (в мужских и женских). Кроме горшков клали обоюдоострые ножи, втульчатые наконечники копий, стрелы. Орудия — тёсла, долота, гарпуны, шилья, крючки для ловили рыбы — мужские погребения. В женских — височные кольца, браслеты, нагрудники (украшения из кожаной полосы, на которую навязывались бронзовые подвески, бусины). В мужских погребениях находят изделия из камня — кремневые наконечники стрел, навеши, дисковидные псалии, точильные бруски, песты, глиняные собла. Остатки боевых колесниц обнаружены в пяти погребениях. Металлические изделия из мышьяковой бронзы, из медной уральской руды. Небольшое кол-во украшений и ножи — из оловянной бронзы, а также из биллона (сплава меди с серебром).

Помимо грунтовых некрополей известны курганные.

Хозяйство. Прочная оседлость. Основа хоз-ва — скотоводство, причем как полагают археологи — отгонное скотоводство, когда в теплый сезон овец, лошадей и коз отгоняют на пастбища, а зимой содержат в стойле. Синташницы достаточно хорошо знали местную географию, активно перемещались, контролируя торговые пути. На этой деятельности благосостояние держалось.

Еще одна отрасль — металлургия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, свинью. Колесницы были кроме сплошных колес, с легкими колесами с 8 или 12 спицами. По характеру поселений археологи выделяют: крупные и более мелкие, причем поселения группируются гнездами (городской центр с округой). Сам этот факт этой урбанизации и иерархии поселений говорит, что общ-во находилось на этапе формирования гос-ва. В анализе погребений соц группы: воины (пешие и колесничие), жрецы, рядовые общинники.

Планировка (круглая) Аркаима и Синташты соответствует описанному в Авесте идеальному священному городу иранцев. В Авесте написано: человека надо хоронить по росту. Факт в том, что 70% по тем статистическим данным отвечают требованиям Авесты. Три сословия археологи выделяют, считая, что это группа иранцев.

Большую роль в религии играли представления, связанные с конями и большую роль играл огонь.

Постепенно ассимилировались.

Следующая волна переселений из Сибири — нач. 1 тыс до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: