Как было сказано выше, главное отличие - относительная достоверность. Второе отличие - структура (они состоят из строф в 8 строк, и в них применяются формулы). Эпические формулы - это те словосочетания или целые строфы, которые являются "площадкой" для выстраивания сюжетной линии произведения. Примеры формул:
- «добрый молодец»;
- «мать-сыра земля»;
- «славный Киев-град»;
- «владыка мужей Агамемнон»;
- «Зевс – тучегонитель».
Лирика.
Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.
Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.
|
|
Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.
Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.
Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.
Драма.
Это слово имеет значения:
1. Один из основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях людей; литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц; авторское представление о действительности в формах сценического действия; соединение изобразительного действия и эмоциональной речи действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене.
2. Собственно ДРАМА. Один из ведущих жанров драмаутргии; изображение личности в её драматических отношениях с обществом и тяжёлых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
|
|
Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой[1][2], принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру[1][3]. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления[2]. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.
С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».
8. Основные эпические жанры. Роман и его жанровые разновидности.
Основными эпическими жанрами являются-роман, повесть, новелла.
Роман-большой эпический жанр, описывающий широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии. Жанровые разновидности:
- Просветительский («Робинзон Крузо» Д.Дефо)
-Сентименталистский («Бедная Лиза» Карамзин)
-романтический («Отверженные» Гюго)
-реалистические («Война и мир» «Обломов»)
-модернистский («Петербург» А.Белого)
-постмодернистский («Приглашение на казнь» В.Набоков)
9. Повесть, рассказ, новелла.
Повесть- называется один из жанров прозы. По своему объему повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Сюжет повести обычно воспроизводит естественные отрезки жизни и лишен интриги. Он сосредоточен на главном герое и на характере его личности. В повести обычно есть только одна сюжетная линия, в которой изображается всего несколько эпизодов из жизни главного героя.