Вспомогательные дисциплины литературоведения

Вспомогательными дисциплинами литературоведения называются те, которые напрямую не направлены на интерпретацию текста, однако помогают в этом. В других случаях анализ проводится, но имеет прикладной характер (например, нужно разобраться с черновиками писателя). Вспомогательными дисциплинами для филолога могут стать самые разные: математика (если мы решим провести статистический анализ элементов текста), история (без знания которой вообще невозможен историко-литературный анализ) и так далее.

По сложившейся методической традиции принято говорить о трех вспомогательных дисциплинах литературоведения, наиболее часто выделяемых в учебниках: библиографии, историографии, текстологии.

1. Библиография – наука об изданиях. Современное литературоведение без библиографии не только беспомощно, но и просто немыслимо. Любое исследование начинается с того, что изучается библиография – накопленный материал по данной проблеме. Кроме опытных библиографов, способных дать нужные консультации, современному филологу помогают многочисленные справочники, а также Интернет.

2. Историография. Студенты по неопытности порой путают ее с историей литературы, хотя это совершенно разные дисциплины. Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя.

3. Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка (это особенно актуально, если нужно определить авторство текста); сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, т. е. тот, который потом будет признан основным для изданий и переизданий; проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки. В последние годы текстологический анализ все ближе сходится с собственно литературоведческим, поэтому не удивительно, что текстология все чаще называется не вспомогательной, а основной литературоведческой дисциплиной. Очень высоко ценил текстологию наш замечательный филолог Д. С. Лихачев, немало сделавший для изменения статуса этой науки.

5. Искусство и другие формы общественного сознания. Специфика художественного образа.

Общественное бытие – это материальная сторона общественной жизни. Общественное бытие характеризует реальный процесс жизни людей, его материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства. Общественное сознание – это воззрение людей, сложная система существующих в обществе чувств и настроений людей, их стереотипов, привычек и традиций, идей и идеалов, учений и теорий, отражающих различные стороны или играни общественного бытия, материальных условий жизни людей. Общественное сознание имеет структуру, оно имеет уровни и формы. Первые уровни включают в себя идеологию и общественную психологию. К формам общественного сознания относятся: 1. экономическое 2. политическое 3. правовое 4. эстетическое 5. этическое 6. религиозное 7. философское 8. научное Экономическое сознание: в качестве объекта здесь выступает производственная деятельность, которая обеспечивает существование людей. В современных условиях это сложная экономическая система, она складывается объективно, т.е. естественным путем, осуществляется во многом методом проб и ошибок и, поэтому не является в прямом смысле порождением человеческого разума, но человек постоянно стремится к тому, чтобы охватить сознанием эту систему, понять законы функционирования развития, ее движущие силы, человек выдает гипотезы, создает теории, строит модели, т.е. формирует систему знаний об экономической стороне жизни общества. Особенно это важно в условиях реформирования модернизации общества. С возникновением классового деления общества и образованием государства появляется политической сознание, или знание о том, как управлять государством. Его особенность состоит в том, что оно выражает коренные интересы различных больших социальных групп, классовых общностей. Эти интересы представлены в виде различных политических программ, взглядов и доктрин. Политические взгляды активно влияют на все стороны жизни, являются основной частью управления обществом. Правовое сознание. Право – это совокупность норм и правил поведения людей, которые утверждены государством и является законом их поведения. Государство своей силой и авторитетом обеспечивает неуклонное их исполнение. Правосознание отличается от права, включает в себя знания или незнания законов, а также отношение к ним. Характерным примером того, что они не тождественны, является Российская практика, где правосознание людей допускает необязательность выполнения законов, которые считаются несправедливыми. Но кроме законов поведение людей в обществе регулируют нормы и правила, соблюдение которых обеспечивается традициями, обычаями, общественным мнением, авторитетом общества или какой-либо социальной группы. Совокупность этих норм поведения, а также оценочные представления о добре или о зле, о хорошем и плохом являются содержанием морали. Эстетическое сознание. Отличие этой формы от других составляет художественный способ познания и отражения действительности. Автор художественного произведения всегда выражает обобщенный, стилизованный образ, который в науке выражается словом, а в искусстве образом. Этическое сознание (нравственное) – форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношения друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшие понятия – добро и зло, нравственный долг. Центральное место в системе занимает совесть, которая выступает и понятием, и чувством, и оценкой, и нормой. Совесть – внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали. Главный вопрос нравственного сознания – вопрос о смысле жизни (имеет также философское ядро и поэтому выступает стороной основного вопроса философии) Религиозное сознание. Религия – тип мировоззрения, который основывается не на научных знаниях, а на сведениях, изложенных в религиозных трактатах, священных книгах. С точки зрения материализма религиозное сознание представляет собой фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей высших сил, которые господствуют над ними. Для усиления своего влияния над людьми, массами религия использует мораль и искусство. Философское сознание – это форма общественного сознания, представляет собой систему знаний, которая обеспечивает методологическую, гносеологическую, мировоззренческую основу для решения исследовательских и практических задач, в историческом познании, в производственно-практической деятельности. Эта система отражает всеобщее свойство процессов, их взаимосвязь, формирует представления о мире как о целостной системе и всеобщих законах его существования и развития. Научное сознание. Представляет собой сумму полученных объективных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В отличие от художественной формы освоения мира, которая выражается в образах, наука стремится к построению знаний в теоретической форме, она также логически доказывает свои выводы. Эта форма общественного сознания является наиболее адекватной формой отражения мира. Все формы общественного сознания взаимосвязаны, образуя единую внутренне противоречивую систему духовных процессов в обществе, различаясь между собой по объекту и способам отражения. По глубине отражения можно выделить обыденное сознание и научное.

По специфике художественного образа.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ не только отражает, но прежде всего обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение.

Вымысел усиливает обобщенное значение образа.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Художественный образ с одной стороны – ответ художника на интересующие его вопросы, с другой стороны порождает новые вопросы, порождает недосказанность образа его субъективной природой.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла.

Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

6. Место литературы среди других искусств.

литература в ряду других искусств

Как искусство слова художественная литература представляет собой одну из важнейших разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись, скульптура, графика), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка). Литературу отличают глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова.

Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

В разные эпохи литература занимала или второстепенное или господствующее место среди других искусств.

  1. Роды литературы (эпос, лирика, драма) Род-это вид.

Род-форма организации художественного произведения. В литературоведении различают 3 рода литературы- эпос, лирика, драма.

Эпос бывает- большие(эпопея, роман, роман-эпопея, поэма-эпопея),

средние (повесть),

малые (рассказ, очерк, новелла).

Эпос-это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни. Эпос очень содержателен, он рассказывает об особенностях общества (традиции, обычаи, отношения, уклад, ценности, чувства) той или иной эпохи.

А в отличие от лирики и драмы, эпос представляет нам реалистичные картины, которые пишутся "голосом за сценой", то есть, автор сам никак не участвует в происходящем, он лишь повествует. Но, оставаясь "за кулисами", он формирует отношение к повествователю, и мы смотрим на происходящее его глазами.

Эпос как жанр возник в далеком прошлом и в разных народах для воспевания храбрости героев, их достижений и завоеваний.

На Руси эпические песни называли "старинами", в современном же русском языке фольклорист И. Сахаров стал называть их былинами. Взял он это названия из эпоса "Слово о полку Игореве". Это говорит еще об одной особенности эпоса (былины) как жанра - о достоверности. Конечно, о полной достоверности изложенного в былинах говорить нельзя, но для тех, в чьи времена эти былины рождались, они были правдивы. Они воспевали героизм и силу своих героев, их доблесть и завоевания. Вот что такое героический эпос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: