Сбор
БИБЛИОТЕКА
родное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; гражданское равноправие.., полное отделение церкви от государства.., равноправие языков.., уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением";
-в области рабочего вопроса: "возможно большее сокращение рабочего времени (в ближайшее время - восьмичасовая норма...), установление минимальных заработных плат.., государственное страхование.., запрещение работы малолетних до 16 лет.., профессиональная организация рабочих;
-в области аграрных отношений и хозяйства: "социализация всех частновладельческих земель... и переход в общественное владение... на началах уравнительного пользования; введение прогрессивного налога на доходы.., развитие всякого рода общественных служб - бесплатная врачебная помощь.., развитие кооперации на строго демократических началах".
|
|
Важное значение имело в программе эсеров «предостережение рабочего класса от того "государственного социализма">, который является "отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же - своеобразным государственным капитализмом". Имелись в виду, вероятно, программа большевиков и некоторые действия Временного правительства по усилению государственного сектора5.
Меньшевики и эсеры (имеются в виду так называемые "правые" эсеры), как мы видим, при всей разнице подходов сходились в следующих требованиях: демократизация всех структур государственной власти, сокращение крупной частной собственности на землю и основные средства производства, отмена сословных и классовых привилегий, планомерная и прогрессивная организация труда, созыв Учредительного собрания.
Это был, если взять главное, умеренно-демократический курс на развитие России по европейскому пути без революционных катаклизмов и потрясений.
Примерно эту же линию, но более сдержанно, в духе буржуазного либерализма, проводила Партия конституционных демократов (кадетов). Она выступала за признание политических прав граждан, свободу совести и вероисповедания, упразднение паспортной системы, свободу передвижения и выезда за границу, равенство языков и культур и т.д.
"Россия должна быть демократической парламентарной республикой, законодательная власть должна принадлежать народному представительству; во главе исполнительной власти должен стоять президент республики... Учредительное собрание должно быть созвано в возможно кратчайший срок... Местное самоуправление в самом широком смысле должно быть распространено на все Российское Государство..."6.
|
|
В области аграрного вопроса кадеты выступали за "увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом", путем отчуждения как государственных угодий, так и частнособственнических земель "с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке"7.
Принципиально иначе строилась политическая платформа монархистских партий. Они выступали за конституционную монархию. Идея федерализма резко отрицалась (исключение допускалось только в отношении Финляндии).
Монархисты требовали преклонения перед царем - "отцом народа", "покровителем всякого благого начинания", "душой и совестью великого народа, носителем идей славы и могущества всей империи. Царю ничего не надо, он родится царем. Россия без царя немыслима"8. Беды России, по мнению царистов, шли не
5 Сборник Российских политических программ. - С. 18-19.
6 Там же.-С. 21.
7 Там же. Там же. -С. 23,
от самодержавия, а от никчемных и слабых министров. "Царисты не враги евреев, но думают, что теперешние политические взгляды многих из них, особенно молодежи, не полезны России..."9
С такими платформами шли на выборы в Учредительное собрание политические партии России осенью 1917 года.
Победа Октябрьской революции и установление власти Советов во главе с большевиками смешали нормальное развитие политической жизни. Тем не менее Ленин и большевики решили не отказываться от созыва Учредительного собрания, надеясь получить в его составе большинство мандатов.
Выборы депутатов состоялись 12 ноября 1917 г., то есть 17 дней спустя после победы Октябрьской революции. Результаты оказались весьма неожиданными: буржуазные и монархические партии потерпели поражение, за кадетов (и близких им) было подано всего 17% голосов (кадеты получили 4%), эсеры получили 59% (абсолютное большинство), а большевики - 24% голосов.
В итоге в составе депутатов Учредительного собрания, которое открылось 5(18) января 1918 г., оказалось 259 эсеров, 13 украинских эсеров, 5 меньшевиков, 10 депутатов мелкобуржуазных партий, а также 136 большевиков и 40 левых эсеров. Кадеты на регистрацию не явились10.
Оказавшись в меньшинстве, партии, стоявшие уже у власти, то есть большевики и левые эсеры, ушли с заседания. 6 января 1918 г. Учредительное собрание вообще было распущено. На этом закончилась история политических партий России: большевики и левые эсеры торжествовали полную победу. Но вскоре и их пути разошлись: после вооруженного мятежа левых эсеров в июле 1918 года они были как партия также запрещены, а их лидеры (М. Спиридонова и др.) арестованы. На сцене осталась одна большевистская партия. Так сложилась однопартийная структура в России.
На этом можно было бы и закончить краткий исторический экскурс и вернуться к современности, но представляется важным напомнить еще несколько моментов. Дело в том, что в годы Гражданской войны и все последующие десятилетия — сначала в России на территории белогвардейских армий, затем в дни Кронштадтского мятежа 1921 года и, наконец, среди русских эмигрантов в Европе — постоянно шла политическая борьба против Советской власти, выдвигались различные проекты и программы переустройства России и отстранения большевиков от власти. Многие из этих идей и утопий в какой-то странной форме ныне восстают из пепла и вновь включаются в политическую жизнь современного поколения. Так случилось, в частности, с требованием отстранения коммунистов от руководства страной и создания "вольных Советов". За "уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка, восстановление могущественной Единой и Неделимой России"11 призывал, например, в своей брошюре-листовке в марте 1919 года генерал А.И. Деникин.
|
|
С подобного рода призывами выступал и генерал Врангель: "Народу - земля и воля в устроение государства!.. За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, вконец разоривших Святую Русь!.. Обещаю прощение заблудшим... Помогите мне, русские люди, спасти Родину!"1"
Но все это были лозунги классовых врагов Советской власти, и потому они никого ни раньше, ни теперь не удивляют. Другое дело, когда мы касаемся поли-
9 Сборник Российских политических программ. — С. 24.
10 Знаменский OJL Всероссийское Учредительное собрание. История созыва и политического крушения. - Л., 1976. - С. 260-278.
1 1 Сборншс Российских политических программ. - С. 28-29.
12 Там же.-С. 30.
тической платформы Кронштадтского мятежа в марте 1921 года, который был подавлен Красной Армией. В официальной историографии это выступление оценивается как контрреволюционное, инспирированное белогвардейцами, эсерами, анархистами и агентами иностранных государств с целью восстановления буржуазного строя. Такая характеристика, однако, явно примитивизирует проблему.
Временный революционный комитет матросов, красноармейцев и рабочих города Кронштадта (в его составе были эсеры, меньшевики, анархисты, "народный социалист", максималист, священник) 1 марта 1921 г. выступил с резолюцией, в которой выдвинул следующую платформу:
"1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием...
2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий...
3. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями...
7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства для этой цели,..
|
|
П. Дать полное право действия крестьянам над всей землей..."13
Ревком объявил себя властью, свободной от "партийной диктатуры". Главным лозунгом был такой: иВся власть Советам, а не партиям!"
В "Известиях ВРК" Кронштадта № 10 от 12 марта 1921 г, ставилась задача борьбы против "комиссародержавия" и организации "восстания за Третью Революцию трудящихся".
Можно по-разному оценивать эти лозунги, но следует, тем не менее, учитывать, что 25 тысячами "мятежников" были матросы, красноармейцы, рабочие. Большинство из них выступали не против социализма, а отказывались слепо подчиняться одной партии и настаивали на праве участия в руководстве Советами всех левых социалистических партий. В этом призыве к многопартийной Советской власти и состоял смысл "Третьей революции".
Чтобы закончить предварительные рассуждения и вернуться к анализу современного политического процесса в России, хотелось бы сказать и о том, что немало лозунгов и идей, направленных против однопартийной советской системы, было высказано за истекшее десятилетие русским эмигрантским движением.
Сводный программный минимум эмигрантского российского движения включал наряду с другими такие пункты:
"1. Низвержение коммунистической диктатуры в России путем народной революции.
2. Установление принципов народовластия, свободы, права, справедливости и морально-этических норм.
3. Предоставление всем гражданам всей планеты политических и гражданских свобод и прав.
4. Признание равноправия всех народов России...
5. Устранение эксплуатации человека человеком или государством. Поднятие материального и культурного уровня жизни народа. Предоставление свободы хозяйственной деятельности...
6. Упразднение колхозов и системы принудительных поставок. Передача земли крестьянам. Предоставление свободы выбора форм землепользования" и др.
Мы напомнили факты истории для того, чтобы лучше понять как предшествующий политический опыт России, так и те новые ориентации, которые ныне
13 Сборник Российских политических программ. — С. 31—32.
яределяют жизнь советского народа. Они, эти ориентации, конечно, лишь внешне напоминают нам былые духовные баталии, имеют современную подоплеку и смысл. И, тем не менее, существует некая незримая связь между прошлым и настоящим.
Однопартийная система, поначалу проводившая линию революционного пролетариата, довольно быстро переродилась в господство партийно-советской бюрократической верхушки. В годы сталинского режима сложилась откровенно тоталитарная система. Все общество было поставлено под контроль, всякая оппозиция жестоко подавлялась, официально была разрешена одна - коммунистическая - идеология. Партия и государство тесно переплелись друг с другом, создав некую единую командно-административную систему.
Такая жесткая система просуществовала вплоть до 1985 года, когда по инициативе М.С. Горбачева и его сторонников в Политбюро ЦК КПСС был наконец взят курс на обновление социализма, включая отказ от традиционной однопар-хййности и переход к новой - демократической и многопартийной - системе. Под давлением масс в марте 1990 года была наконец изменена статья 6 Конституции СССР, которая признавала только за одной КПСС право на руководство советским обществом. В новой редакции статьи 6 право на участие "в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами" признавалось как за КПСС, так и за другими партийными, профсоюзными, молодежными, иными общественными организациями и массовыми движениями. Впредь не допускались создание и деятельность только таких партий и организаций, которые ставили бы своей "целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни".
Однако, прежде чем это произошло, в обществе уже должно было очень многое измениться. Должно было родиться и развиться независимое общественное движение, которое могло бы стать базой для создания новых партий.
Когда либерализация политического режима стала достаточно ощутимой (примерно в конце 1985 г. - начале 1986 г.), повсюду стали возникать самодеятельные группы, кружки, фонды, комитеты общественного самоуправления, для которых прежде не было места в старой политической системе. Может показаться странным, что диссиденты, единственные, кто открыто задолго до 1985 года противостоял тоталитаризму, оказались теперь на втором плане, хотя новые группы утверждали именно те гуманистические и демократические принципы, которые диссиденты последовательно отстаивали еще в годы брежневского правления. На самом деле в этом ничего удивительного нет. Диссиденты не могли стать движением. Жестоко подавляемые в годы застоя и целиком изолированные от народа, они никогда не рассчитывали на то, что им удастся начать массовую политическую деятельность. "Мы политиками не были, - говорит один из сподвижников академика Сахарова А. Ковалев, - у нас была просто нравственная несовместимость с режимом"14. Это был в большинстве случаев глубоко личностный, выстраданный, нравственный протест.
Массовую же базу новых гражданских движений составили не те, кто выступал за демократию в 70-е годы, а те, кто откликнулся на инициативу Горбачева по развитию гласности и демократизации общества. Прежде всего это была часть интеллигенции, так или иначе связанная с системой. Причем наиболее психоло-
14 Комсомольская правда. — 1990. — 2 дек.
гически подготовленными к обновлению оказались некоторые из тех, кто в прошлом занимал достаточно высокие посты. В своей критике тоталитаризма они с самого начала пошли дальше Горбачева и были более последовательны. Частично их романтические убеждения, вера в социализм "с человеческим лицом", унаследованные от хрущевских времен, частично их реальное положение в обществе привели к тому, что они смогли действовать наиболее энергично. Используя свои связи с прессой, университетские кафедры, другие доступные им средства, они дали определенный импульс к радикализации общественного мнения.
На радикально-обновленческие позиции перешла и молодежь, причем все усилия она прилагала к тому, чтобы организоваться вне "системы". Молодежь испытывала органическое отвращение ко всему официальному. Она вела себя более свободно в отличие от старшего поколения. У молодежи не было средств, возможностей, связей, чтобы в рамках системы отстаивать свои взгляды, влиять как-то на ситуацию. Поэтому уже начиная с 1986 года по всей стране вне рамок официальных структур возникают всякого рода и типа "неформальные" кружки. Они начинают апеллировать непосредственно к массам, пытаясь организовать внешнее давление на власть.
В таком полулегальном и неинституциализированном виде движение существовало до 1987 года. Затем начался переход к их организационному и политическому оформлению в некие протопартии.
Два года политики гласности, тем не менее, поколебали главную монополию власти - монополию на информацию. Результаты не замедлили сказаться. Объектом критики постепенно становится не только история, но и основы существующего государственного устройства. Общественное движение, требуя проведения реформ и критикуя руководство за непоследовательность, стремится одновременно склонить Горбачева на свою сторону.
Идет поиск наиболее простых и доступных лозунгов. По окончании XIX партконференции в июне 1988 года стало очевидно, что открытая конфронтация между новыми гражданскими движениями и КПСС на выборах в Советы неизбежна. Выборы в Верховный Совет СССР летом 1988 года знаменуют формирование нового политического климата в стране. Закон о выборах дал "зеленый свет" легализации оппозиционных сил. На месте неформальных объединений возникает конгломерат еще не оформившихся окончательно групп, союзов, ассоциаций, фронтов и пр., ориентированных на участие в парламентской деятельности.
Ситуация изменилась еще больше после того, как часть представителей оппозиции вошла в состав депутатского корпуса. С этого времени начинается активная дифференциация доселе аморфной оппозиционной массы на различные политические направления. В то же время получившиеся в результате дробления мелкие, но идеологически более однородные группы стремятся к интеграции. Укрепляются протопартийные формирования. Как правило, они включают в себя группу идеологов и организаторов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание.
Так проходил переход от бесчисленного множества политически аморфных образований к достаточно организованным группам, объединившимся вокруг собственных программ и имеющим свои газеты. На этой основе в 1989—1990 годах в России стали одна за другой возникать различные партии.
Сегодня в России вновь действуют не одна, а много (несколько десятков) партий, движений и политических групп (платформ). Процесс формирования многопартийной системы находится пока в своей начальной стадии. Идеологические установки и программы еще не выкристаллизовались полностью. За исклю-
чением правящей КПСС (в ее рядах насчитывается 17-18 млн. членов, из них в России -11-13 млн. членов), все другие партии очень малочисленны. В самой массовой из них - Демократической партии России - состоит 28,6 тыс. человек, в большинстве других партий насчитывается всего от 3 до 5 тыс. членов, а в некоторых (Социалистическая партия) - всего 300-500 членов.
Отсутствие массовой базы, элитарный характер членства (в основном городская интеллигенция), слабая организационная структура, эклектика в идеологии и программных ориентациях — вот что на данном этапе характеризует жизнь молодых партий. Бросается в глаза неизбежная схожесть их политических взглядов как партий, оппозиционных КПСС. Антикоммунизм, точнее сказать, антитоталитаризм — вот что объединяет ныне всю оппозицию. Ряд новых партий в принципе выступает против социалистического выбора вообще. Как бы то ни было, многообразие оппозиции носит пока весьма формальный характер. Четкой специфики в их программах не прослеживается. Исключение, пожалуй, составляют предпринимательская Партия свободного труда и некоторые "крайние" группы -ортодоксальная коммунистическая группа "Единство" во главе с Ниной Андреевой, общество "Память", анархо-коммунисты. Многие новые партии чаще всего перепевают одни и те же демократические призывы, причем часто именно те, которые в 1985-1986 годах были введены в оборот "сверху" по инициативе Горбачева: экономическая реформа, рынок, плюрализм, демократизация, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о человеке, преодоление тоталитаризма, интеграция в мировую цивилизацию, обновление Союза и др. Какой-либо серьезной программной альтернативы курсу на перестройку ни одна новая партия не выдвинула. До настоящего времени оппозиция внутренне раздроблена и способна вести полемику лишь по отдельным конкретным вопросам практической политики.
И, тем не менее, многопартийность уже существует и действует.
В марте 1991 года началась регистрация партий.
Центральной политической силой по-прежнему является КПСС, в России она назвала себя Коммунистической партией РСФСР (создана летом 1990 г. на конференции делегатов, избранных на XXVIII съезд КПСС от России).
Отношения между КПСС и КП РСФСР, которая формально считается республиканской организацией КПСС, весьма сложные и запутанные. Первый секретарь ЦК КП РСФСР Иван Полозков, (до августа 1991 г.) занимает более консервативные и ортодоксальные позиции, нежели Михаил Горбачев и его окружение по ЦК КПСС.
В КП РСФСР, как и во всей партии, нет единства. Фактически действуют одновременно две противостоящие тенденции:
1) ортодоксально-охранительная - до XXVIII съезда ее возглавлял член Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев, а после создания КП РСФСР ее руководителем стал член Политбюро ЦК КПСС Иван Полозков. К наиболее "фундаментальному" крылу традиционной коммунистической линии (ее можно назвать "сталинистской") относится ленинградская группа Нины Андреевой, оформившаяся в 1990 году в партию "Единство, за ленинизм и коммунистические идеалы", и так называемая "Марксистская платформа в КПСС", объединившая марксистские рабочие политические клубы КПСС (одним из лидеров является А. Бузгалин);
2) умеренно обновленческая (центристская), сохраняющая свою приверженность социалистическому выбору, но отказавшаяся от старых догм и выступающая за гуманизацию и демократизацию жизни. Этой ориентации придерживается большинство членов партии. Многие из них считают себя членами КПСС, а не ее российского филиала.
В начале 1991 года — после перехода к президентской форме правления, а также в связи с укреплением ортодоксального течения во главе с Полозковым -в КП РСФСР наметился второй раскол (точнее, откол), который, по терминологии известного политолога и журналиста Федора Бурлацкого, отразил продолжение
движения радикального крыла к "социальной демократии". Это мнение близко к традиционному социал-демократизму западного образца, но не связывает себя накрепко с социалистической перспективой. До этого в ноябре 1990 года из КПСС вышла так называемая "Демократическая платформа", объявившая себя Республиканской партией России.
По определению Бурлацкого, "социальная демократия" исходит из приоритета трех принципов:
1) парламентаризм и многопартийность,
2) рынок и плюрализм собственности,
3) социальная защита рабочего класса и неимущих слоев.
Сторонники этой линии называют себя "левым центром" и претендуют преодолеть дробление радикальных сил, дабы создать внутри КПСС (а следовательно, КП РСФСР) новое альтернативное движение (фракцию). В дальнейшем на этой основе предполагается сформировать параллельную сильную партию, которая бы объединила всех социал-демократов страны, в том числе и уже существующие малые партии.
Судя по всему, второй раскол (откол) окажется более массовым и значительным, нежели первый, что может открыть путь к формированию реальной двух-(или трех-, четырех-...) партийной системы парламентского типа. Возможно, выделится в самостоятельную партию консервативно-номенклатурная ортодоксальная тенденция.
В нашу задачу не входит рассказ о деятельности КПСС и КП РСФСР, поскольку материалов на этот счет достаточно.
Размежевание сил внутри КПСС — явление, в принципе, здоровое и неизбежное. На этапе перехода к многопартийной структуре невозможно сдерживать естественный ход вещей и искусственно охранять уже несуществующее единство рядов КПСС. Тем не менее такие действия были предприняты и предпринимаются до сих пор.
Основным методом борьбы ортодоксов против обновленческой тенденции является обвинение ее сторонников в предательстве "классовых интересов" и "социалистических ценностей", преклонении перед рынком и буржуазной демократией, переходе на социал-демократические позиции и т.д. С ортодоксальной точки зрения это "правый" уклон, наносящий вред социализму и КПСС. Собственная же охранительная тенденция представляется подлинно "левой", коммунистической. В итоге в идейно-политической жизни обозначились огромная путаница и дезорганизация. Люди часто просто не могли разобраться, "кто есть кто", и действовали почти наобум. Тем временем в обществе сложилось довольно устойчивое популистское движение протеста против гегемонии КПСС. На этом фоне развернулся процесс образования независимых политических партий за рамками КПСС.
Практически одновременно (1989-1990 гг.) оформилось сразу несколько некоммунистических и антикоммунистических партий и движений. Общая особенность их генезиса состоит в том, что многие руководящие кадры новых партий вышли из лона командно-административной системы и КПСС. Другого источника, кроме узкой касты диссидентов, просто не было. Такое прошлое в мировоззренческом и психологическом аспектах, естественно, накладывает свой отпечаток, порождает взаимную нетерпимость, агрессивность, стремление к гегемонизму, централизации, демагогии, желание командовать членской массой. В итоге даже наиболее ярые "антибольшевисты" в своем поведении и идеологической борьбе воспроизводят типично большевистские приемы и методы.
Если сравнить идейно-политические платформы молодых партий, то можно выделить восемь основных направлений:
1. Социал-демократическая тенденция, которую олицетворяют Социал-демократическая партия России, Социал-демократическая ассоциация и Республиканская партия (бывшая "Демплатформа в КПСС), а также группа "социальной демократии".
2. Христианское демократическое движение (Российская христианско-демо-кратическая партия, Российское христианское демократическое движение, Хри-стяанско-демократический союз).
3. Либерально-демократическая тенденция (Либерально-демократическая партия Советского Союза, движение "Гражданское действие", Партия женщин суверенной России, Партия "зеленых", все три организации конституционных демократов).
4. Демократическая партия России (лидер Николай Травкин), отрицающая как коммунистическую, так и социал-демократическую линию, с одной стороны, и выступающая против либерально-демократической (с ее точки зрения - буржуазной) тенденции - с другой. Это партия популистского типа, претендующая на объединение под своей эгидой всех оппозиционных сил.
5. Крестьянская партия России стоит особняком и стремится привлечь на свою сторону новые фермерские силы деревни.
6. Партия свободного труда (создана в декабре 1990 г.) - это абсолютно новый политический организм, который объединяет "собственников средств производства и собственников рабочей силы", развивает принцип свободного предпринимательства.
7. Анархо-синдикялистская тенденция (Анархо-коммунистический революционный союз, Конфедерация анархо-синдикалистов).
8. Национально-патриотическая (великорусская) тенденция (общество "Память", различные патриотические союзы).
Указанная градация является, конечно, весьма условной, поскольку невозможно "втиснуть" несколько десятков новых партий и групп в какую-либо общую схему. И, тем не менее, без группировки схожих направлений не обойтись, дабы не запутаться в паутине множества второстепенных деталей.
Анализ программных документов, заявлений лидеров новых политических партий показывает, что, несмотря на все многообразие взглядов и мнений, запутанность организационных, политических и идеологических взаимоотношений между партиями, с точки зрения их мировоззренчески-философской позиции можно выделить несколько более общих - надпартийных - направлений. Так, весьма отчетливо видна разница между популистски-демократической и национальной (великодержавной) ориентациями. Почти в каждой партии имеются оба течения, хотя выражены они по-разному. В первом случае главным объединяющим фактором выступает стихийный антикоммунизм (точнее, требование отстранения КПСС от власти, суда над нею, запрещения и т.п.). Этот принцип (точнее, эмоциональный настрой) поддерживает подавляющее большинство новых партий России.
Во втором случае общим лозунгом является забота (искренняя или показная - неважно) о защите надсоциальных, можно сказать, национальных интересов России, причем нередко под этой защитой подразумевается сохранение руководящей роли именно русской нации как в Российской Федерации, так и в рамках всего Союза, то есть, по сути дела, под новым соусом проповедуется старая имперская политика.
Национальная (точнее, великороссийская) идея поначалу, как ни странно, была представлена, с одной стороны, ортодоксально-коммунистической, а с другой - "патриотической" и антикоммунистической тенденциями.
Официальной датой возрождения первого течения можно счипт» 13 uapn
1988 г., когда в газете "Советская Россия" появилось письмо дотоле неизвестного ленинградского преподавателя Нины Андреевой, в котором принципы коммунизма объявлялись священными и неприкосновенными, равно как и защита интересов России в их "социалистическом" воплощении сталинского образца.
Второе - это собственно национальное (великорусское) движение, призывающее к защите исконных интересов русского народа, возрождению "почвенного" самосознания. Оно появилось приблизительно в то же время и заявило о себе выступлениями неформальной организации "Память" в Москве и в ряде других городов страны, а также выступлениями в среде российских писателей.
Эти два течения разделяло различное отношение к революции и большевизму. Для ортодоксальных коммунистов-"андреевцев" любое "покушение" на революцию было преступлением, марксизм-ленинизм оставался единственно верным учением. И, напротив, для великороссов большевистский переворот был святотатством, злодейским заговором против русского народа, а Ленин - преступником. Он обвинялся прежде всего в политике насилия по отношению к крестьянству, в уничтожении царской семьи, в приведении к власти "инородцев".
По мере того как политическая борьба в обществе обострялась, ревностные защитники "социалистического" выбора, не прекращая говорить о своей приверженности коммунизму, несколько сменили акценты. На первый план выдвинулся тезис о защите государственности, общественных устоев и традиций. Группа "Единство" во главе с Н. Андреевой развернула ожесточенную критику М. Горбачева уже не столько за "отступничество" от идеалов коммунизма, сколько за развал Союза, дезорганизацию государственного управления и т.д.
В это же самое время можно наблюдать и смещение акцентов в идеологии собственно национального великоросского движения. В принципе, не изменяя свою точку зрения на революцию и большевизм, его представители начинают все в большей степени проявлять беспокойство в связи с нападками на те структуры, которые лежат в основе существующей государственности, - армию, КГБ и МВД. Главным лозунгом становится требование восстановления порядка. Движение ратует за возрождение сильной власти.
Таким образом, в течение трех лет - с 1987 по 1990 год - происходит сближение ортодоксально-коммунистической и национально-великоросской идеологий и движений: оба они объединяются на позициях защиты порядка, государственности и традиций. В результате идеологическая борьба внутри общественного движения упрощается и приобретает типичную для России структуру противостояния западнического и "почвенного" направлений. Огромную роль в этом стала играть православная церковь: она охотно сотрудничает с официальной властью и одновременно поддерживает православно-великоросскую ориентацию.
По мере обострения экономического и политического кризиса все труднее проводить разницу между ортодоксально-коммунистическим и великоросским патриотическим мировоззрением. Разница, пожалуй, только в том, что сторонники первой линии претендуют на главенствующую роль во всем Союзе под флагом защиты социалистических ценностей, тогда как вторые пока ограничиваются рамками России, стремясь поставить ее национально-геополитические интересы (в их традиционной интерпретации) выше каких-либо партийных, политических или классовых предпочтений. Такой подход позволяет в рамках стихийного популистского патриотизма объединять всех и вся. Складывается впечатление, что многие так называемые ортодоксальные коммунисты-сталинисты на поверку оказываются именно великодержавными "патриотами". Во всяком случае, для современного периода характерно сближение этих двух тенденций. Можно предположить, что именно в этой плоскости следует искать ключ к перспективе политического процесса в целом.
Если взять другой критерий - отношение новых партий к существу социаль-
неэкономической и политической реформации, то можно вычленить пять основных и также надпартийных (общих) направлений:
1) умеренное либерально-реформаторское (ратует за постепенную и частичную реформацию социализма "сверху" при помощи сильного центра, в настоящее время это направление видит выход в президентской форме правления; признает плюрализм собственности с приоритетом общественной собственности);
2) радикально-демократическое (выступает за "мирную" революцию "снизу", включая гражданское неповиновение, забастовки, создание параллельных структур власти, дефедерализацию; признает смешанную экономику);
3) социал-демократическое (придерживается социалистического выбора, видит идеал в обществе "шведского социализма", признает смешанную экономику);
4) анархо-синдикалистское (выступает за самоуправление, а анархо-комму-нисты выдвигают идею "безгосударственного социализма");
5) консервативно-охранительное (сталинистское), в принципе, выступает против всякой реформации.
За исключением первой и последней тенденции, все другие выдвигают лозунги решительного и значительного разгосударствления, полной деидеологиза-ции и особенно деполитизации (департизации) армии и правоохранительных органов, развития парламентской демократии, отстранения КПСС от власти и даже ее юридического запрещения.
Таким образом, какой бы угол зрения мы ни взяли, обнаруживается, что идеологические, политические, экономические, национальные, общие мировоззренческие взгляды новых партий (точнее, их лидеров) отличаются не столько разнообразием, сколько схожими чертами. Часто вообще не ясно, чем же эти партии отличаются друг от друга. По-видимому, на данном этапе многое зависит не от идеологических предпочтений, а от персонального фактора, групповщины, личных амбиций лидеров.
В результате быстрого и во многом стихийного процесса формирования многопартийности в специфических условиях кризиса и обновления социализма в России сложился почти в массовом масштабе некий гибридный тип "политического человека". Он одновременно соединяет в своем мировоззрении и поведении самые разные и вместе с тем как-то органично уживающиеся друг с другом черты. В его психологии причудливо переплетены в один клубок противоречащие друг другу установки, каждая из которых доминирует в зависимости от ситуации. В своей личности типичный "политический человек" эпохи перестройки, как, по-видимому, и во всех аналогичных переходных эпохах, синтезирует воедино ярого демократа и жесткого необольшевика, эмоционально возбужденного антикоммуниста (или коммуниста) и ревнивого великоросского патриота, сторонника власти "сильной руки" и проповедника дефедерализации, борца за свободное предпринимательство и защитника унитарного союза, этнического сепаратиста и популиста, радетеля за общечеловеческие ценности и выразителя узкогрупповых (партийных) интересов, обвинителя других и демагога, защитника обездоленных и обогащающегося эгоиста. Перечень столь разительных контрастов можно продолжать до бесконечности. Что в конечном счете родится из этого гибрида - новый фанатик или гуманист, неизвестно. Все находится в движении, в борьбе. Этот тип "политического человека" - не какая-то кара за ту или иную партийную принадлежность или следствие различного социального статуса. Нет, это типическая черта каждого современника, будь то сам Горбачев или Ельцин, равно как и самый простой рабочий - член КПСС, беспартийный, верующий, - безразлично. В какой-
то мере политический плюрализм проник в душу каждого человека, порождая беспрестанное смятение, внутреннюю борьбу, тревогу.
Процесс кристаллизации нового "политического человека" только начался, и впереди нас ждет немало неожиданностей. Как бы то ни было, именно поэтому новодемократическое оппозиционное движение остается пока крайне разобщенным. И в то же самое время налицо как объективная, так и субъективная возможность для объединения оппозиционных демократических и популистских сил. Такой интерес быстро растет. Из объединительных тенденций практического значения следует отметить совещание общественно-политических и национально-патриотических движений "За великую, единую Россию!", совместные конференции московских и ленинградских организаций социал-демократов и Республиканской партии, проведение ряда совместных консультаций между ними и демократами, демохристианами и др.
Становление многопартийной системы происходит в сложной экономической и политической обстановке и, видимо, растянется на длительный срок. Все еще впереди.