Реформирование естественных монополий

Переход от естественной монополии к конкурентным отношениям некоторых отраслей экономики связан со становлением и развитием национальных рыночных отношений. Создание полноценных специальных отраслевых законов, способных регулировать экономические отношения в сферах определенных товаров (услуг), и внесение изменений в действующее законодательство является неизбежным для эффективного реформирования той или иной экономической отрасли, в которой возможно сосуществование конкурентных отношений и естественной монополии. Вполне логичным явилось закрепление в Федеральном законе "О естественных монополиях" обязанности субъектов естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги на недискриминационных условиях, согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях"). Как уже отмечалось выше, ряд отраслей экономики включает в себя как естественно-монопольные сектора, так и конкурентные сферы деятельности. Электроэнергетическая отрасль служит ярким примером, где производство и сбыт электроэнергии - сектора, где конкуренция возможна, а услуги по передаче электрической энергии - область естественной монополии. Очевидно, что производитель может передать генерированную электроэнергию сбытовой организации только через субъекта естественной монополии, а не напрямую. Итак, анализируемая норма предоставляет предпринимателю (в данном случае производителю электроэнергии) гарантии доступа на рынок услуг по передаче электрической энергии, т.е. на естественно-монопольный рынок.

При изучении вопроса реформирования сфер естественных монополий также важное значение имеет точное определение понятий товарных рынков, сфер естественных монополий и сфер, к ним примыкающих. Как любопытный пример предлагаем рассмотреть применение антимонопольных норм, касающихся злоупотребления доминирующим положением хозяйствующим субъектом (ст. 5 Закона "О конкуренции") и запрещения соглашений (согласованных действий) применительно к хозяйствующим субъектам в электроэнергетической отрасли.

Для выявления нарушений субъектами электроэнергетики ст. ст. 5 и 6 Закона "О конкуренции" в первую очередь должно быть определено доминирующее положение хозяйствующего субъекта или совокупная доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Согласно Закону "О конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Вместе с тем Федеральный закон "Об электроэнергетике" делит рынок обращения электроэнергии на оптовый (оптовый рынок электроэнергии - сфера обращения электрической энергии в границах единого экономического пространства РФ с участием субъектов оптового рынка (статус субъекта оптового рынка устанавливается Правительством РФ)) и розничный (розничный рынок электроэнергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей). Хозяйствующие субъекты, участвующие на оптовом и розничном рынках, преследуют своей целью получение прибыли от купли-продажи электрической энергии и, в свою очередь, делятся на субъектов оптового рынка и на субъектов, которые таковыми не являются. Итак, как правильно определить процентное отношение доли субъекта (субъектов) на рынке обращения электроэнергии? Рассматривать долю хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), который имеет соответствующий статус, применительно только к оптовому рынку электроэнергии, и отдельно обособленную долю участника (участников) на розничном рынке? Или считать долю субъекта (субъектов) на рынке обращения электроэнергии в целом? Если предполагается совокупная доля на рынке обращения электроэнергии (оптовый рынок плюс розничный рынок), то можно ли назвать субъектов оптового рынка и субъектов, действующих на розничных рынках, конкурирующими хозяйствующими субъектами?

Следовательно, положения отраслевого закона в электроэнергетической области требуют существенных коррективов. Ведь если нельзя точно определить границы товарного рынка и возможность хозяйствующих субъектов являться конкурентами, то злоупотребления, связанные с доминированием на рынке, совершаемые как отдельными хозяйствующими субъектами, так и путем достижения соглашения (согласованных действий), повлекут за собой явные негативные последствия. По мнению Л.М. Энтина, неправильное определение товарного рынка ведет к тому, что неправильно определяется положение на нем предприятия.

Таким образом, я считаю, что регулирование естественных монополий в России недостаточно эффективно. Взять хотя бы современную сложившуюся ситуации с бензином в Новосибирске. Компания Газпром по сути стремится полностью завоевать этот рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: