Основным методом преподавания в вузах служит лекция…
Как бы хорошо ни был написан тотили иной учебник, ничто не может заменить живого слова преподавателя.
Наука и жизнь не стоят на месте, постоянно появляется что-то новое. Программы, а также и учебники не могут поспеть за этим процессом. Лектор же, который следит за новинками литературы, вводит в свои лекции новое.
Лекция - это один из видов устной речи, когда студент должен воспринимать на слух излагаемый материал. Невнимательное слушание приводит к тому, что студент теряет логику мыслей лектора, схватывает случайные, не связанные друг с другом фразы, положения. Внимательно слушающий студент напряженно работает. Он анализирует излагаемый материал, выделяя главное, соотносит с ранее изученным, обобщает и кратко записывает.
Запись лекции исключительно важна. Во-первых, она позволяет сохранить надолго основные положения лекции. Во-вторых, запись лекции способствует поддержанию внимания. Давно известно, что читать можно невнимательно, когда глаза бегают по бумаге, а мысли далеко, - но нельзя писать невнимательно. В-третьих, правильная запись лекции неизбежно активизирует мысль студента, т.к. он вынужден выбрать главное, записать, продолжая в то же время слушать и анализировать то, что говорит лектор. В-четвертых, запись лекции способствует лучшему запоминание материала. И, наконец, не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает, быстрее начинает отвлекаться, чем студент слушающий и записывающий…
Записи лекции должны быть краткими. Попытки записать дословно все сказанное лектором не только бесполезны, но и вредны. Студент при всем старании не успевает писать за лектором, который не диктует, а читает лекцию.
Записывать налекции нужно самое главное, необходимое для самостоятельной работы. Лектор - обычно голосом - выделяет такие места. Нельзя опускать и аргументацию, т.е. те положения и факты, которые лектор обосновывает высказанные мысли.
Для ускорения записи полезно применять сокращения слов. Очень важно внешнее оформление конспекта. Лучше всего писать сплошным текстом на одной стороне листа, чисто и разборчиво, оставляя по свободному краю тетради поля для заметок.
Запись лекции нужно прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения…