В понятие основы умственного труда входят три главных компонента: 1) учет психических особенностей работающего; 2) правильная организация труда; 3) гигиена труда. Из числа многообразных сторон психики человека, оказывающих влияние на умственный труд, играют особенно большую роль внимание, воля и память.
Есть два способа открывать «двери» внимания: путем занимательности самого предмета изучения (работать только над тем, что в данный момент интересует работающего) и путем уменья заставить себя заниматься тем, чем требуется. Первый вид внимания называется непроизвольный, второй - произвольный. Очень важно выработать у себя произвольное внимание, т.к. человек, владеющий своим вниманием, всегда сумеет создать работоспособное настроение и заставить себя приняться за нужный вид умственного труда, избегая малейшей потери времени на так называемую «раскачку». Наличие произвольного внимания уже свидетельствует о том, что данный человек является волевой личностью.
Развить у себя твердую волю - значит, в значительной степени создать необходимые предпосылки для производительного умственного труда.
|
|
Различают четыре типа памяти - зрительную, моторную, слуховую и смешанную. Для развития зрительной памяти рекомендуется всегда читать книгу самому, а не быть слушателем.
Слуховой тип памяти требует не самому читать книгу или записи лекций, а слушать товарища, владеющего, скажем, зрительной памятью. Если приходится читать самому, следует делать это вслух, повторяя прочитанное шепотом.
Человек с моторным или двигательным типом памяти нуждается в постоянном записывании прочитанного: выписках, составлении плана, тезисов, конспектов и пр.
В практике чаще других встречается смешанный тип памяти. Очевидно, в этом случае следует рекомендовать использование всех тех приемов, о которых упоминалось, когда речь шла о зрительной, слуховой и моторной памяти, смотря по тому, который из этих типов у данного студента преобладает.
Большое значение имеет правильная организация рабочего времени и рабочего места.
Необходимо работать систематически каждый день по нескольку часов, не допуская предэкзаменационной штурмовщины.