6 .1. Решить тестовые задания по теме
1. Целью науки гигиены детей и подростков является:
а) предупреждение заболеваний, укрепление здоровья, гармоничное; развитие детей и подростков, воспитание у них привычек и взглядов; формирующее их здоровый образ жизни;
б) предупреждение заболеваний;
в) формирование здорового образа жизни.
2. Задачами в области гигиены детей и подростков являются все, кроме:
а) проведение фундаментальных исследований состояния здоровья;
б) закономерности роста и развития детей и подростков;
в) научное обоснование учебной, трудовой и спортивной деятельности;
г) разработка новых гигиенических подходов и требований к строительству; и благоустройству детских и подростковых учреждений;
д) разработка новых гигиенических подходов и требований к строительству населенного пункта.
3. Закономерностями роста и развития являются все, кроме:
а) неравномерность набора массы тела;
б) неравномерность роста и развития отдельных органов и систем;
в) обусловленность роста и развития полом;
г) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
д) обусловленность процесса генетическими и средовыми факторами;
е) акселерация.
4. Целью плановых профилактических медицинских осмотров детей и подростков является все, кроме:
а) выявление детей и подростков, нуждающихся в медицинской помощи;
б) изучение воздействия факторов окружающей/школьной среды на здоровье;
в) комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков данного коллектива с распределением их на группы здоровья;
г) выявление календарного возраста детей;
д) определение гармоничности физического развития;
е) распределение детей на физкультурные группы;
5. Укажите, на сколько групп подразделяются дети и подростки по состоянию здоровья:
а) 5 групп здоровья;
б) 4 группы здоровья;
в) 3 группы здоровья;
г) 6 групп здоровья;
д) 2 группы здоровья.
6. Процесс роста - это все, за исключением:
а) количественное увеличение массы тела и органов;
б) образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;
в) количественное увеличение массы тела и органов и образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;
г) увеличение массы тела.
7. Процесс развития ребенка - это все, за исключением:
а) качественное изменение, дифференцировка тканей и органов;
б) функциональное совершенствование тканей и органов, появление новых функций;
в) основной обмен;
г) рост и развитие находятся в диалектическом единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены;
д) две стороны единого процесса жизнедеятельности организма, в основе которого лежит обмен веществ и энергии.
8. Физическое развитие - это:
а) совокупность морфологических признаков организма, определяющих силу, быстроту, выносливость и дееспособность организма;
б) достижение половой зрелости;
в) способность организма к выполнению детородной функции;
г) готовность к осуществлению социальных функций;
д) готовность к осуществлению трудовой и творческой деятельности в интересах общества.
9. Показатели биологического возраста, все кроме:
а) уровень оссификации скелета;
б) прорезывание и смена зубов;
в) появление вторичных половых признаков, начало менархе у девочек;
г) уровень заболеваемости;
д) морфологические показатели физического развития (длина тела и ее годовые прибавки).
10. Биологический возраст у подростков определяют по степени развития:
а) мышечной системы;
б) вторичных половых признаков;
в) ЦНС;
г) эндокринного аппарата;
д) жирового компонента и мышечной системы.
11. Акселерация - это:
а) высокорослость;
б) ускорение физического развития детей;
в) отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей;
г) изменение физического развития детей в сторону замедления;
д) неадекватное поведение подростков.
12. Ретардация - это:
а) высокорослость;
б) изменение физического развития детей в сторону замедления;
в) неадекватное поведение подростков;
г) отставание структурно-функционального развития мышечной ткани от скорости роста костей;
д) низкорослость.
13. К факторам, формирующим здоровье детей, не относится:
а) окружающая среда;
б) физическое развитие;
в) здоровый образ жизни;
г) наследственность;
д) питание.
14. Назовите, от чего зависит здоровье человека более чем на 50%:
а) от экологической обстановки;
б) от образа жизни;
в) от наследственности;
г) от систем здравоохранения;
д) от физического развития.
15. Назовите показатели физического развития у детей, все кроме:
а) соматометрические;
б) соматоскопические;
в) физиометрические;
г) радиометрические.
16. Методы индивидуальной оценки показателей физического развития, все кроме:
а) метод сигмальных отклонений;
б) центильный метод;
в) метод шкал регрессии;
г) корреляционный метод.
17. Физическое развитие детей и подростков это:
а) длина и масса тела;
б) длина, масса тела и удельный вес жира в теле;
в) длина, масса тела и мышечная сила правой кисти;
г) совокупность внешних морфологических признаков (длины, массы тела и ее составляющих), характеризующих процессы роста организма, адекватность питания, физических нагрузок; средние величины показателей физического развития используются как один из критериев здоровья популяции.
18. Гигиенические принципы и
закономерности развития, на которых должен быть построен суточный режим дня детей и подростков все, за исключением
а) законы высшей нервной деятельности;
б) анатомо-физиологические особенности растущего организма;
в) биологические ритмы;
г) расписание учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
19. Рационально построенный суточный режим дня обеспечивает все, за исключением:
а) оптимальную работоспособность;
б) предупреждает развитие утомления;
в) повышает сопротивляемость организма;
г) способствует изучению правил двигательных навыков;
д) отдых и сон.
20.К средствам физического
воспитания не относятся:
а) физические упражнения;
б) подвижные и спортивные игры;
в) массаж;
г) естественные локомоции (ходьба,
бег);
д) игры в шахматы и шашки;
е) физический труд.
21. К гигиеническим принципам организации физического воспитания не относятся:
а) наличие оптимального двигательного режима с учетом потребности в движении и функциональных возможностей растущего организма;
б) дифференцированное применение средств и форм физического воспитания;
в) достижение стандартов физического развития и физической подготовленности к планируемым срокам;
г) постепенное увеличение нагрузок, комплексное использование средств и форм физического воспитания;
д) создание благоприятных условий внешней среды во время физических занятий.
22. Двигательная активность это:
а) суммарная величина выполненных разнообразных движений за определенный отрезок времени;
б) биологическая потребность;
в) фактор, обеспечивающий постоянную величину энергетических расходов ребенка;
г) саморегуляция двигательной активности.
23. Гипокинезия это:
а) дефицит движений;
б) дефицит уроков физкультуры;
в) отсутствие физкультурных пауз на уроках;
г) недостаточная плотность урока физкультуры.
25. Оценка степени развития
подкожно-жирового слоя
проводится по:
а) 2-х бальной шкале;
б) 3-х бальной шкале;
в) 4-х бальной шкале;
г) 5-и бальной шкале;
д) 6-и бальной шкале.
26. Соматометрическими
показателями не являются:
а) длинники тела;
б) окружность груди;
г) масса тела;
в) ЖЕЛ
д) рост.
27. Физиометрия определяет:
а) степень жироотложения;
б) вес, рост;
в) виды осанки;
г) мышечную силу и ЖЁЛ;
д) окружность грудной клетки.
28. Назовите, какой инструмент используется для определения роста:
а) рулетка;
б) деревянный ростомер;
в) сантиметровая линейка;
г) калипер;
д) динамометр.
29. Инструмент для определения жироотложения:
а) сантиметровая лента;
б) калипер;
в) штангенциркуль;
г) номограмма;
д) динамометр.
30. Для проведения уроков физкультуры дети подразделяются на следующие физкультурные группы, кроме:
а) основная;
б) дополнительная;
в) подготовительная;
г) специальная.
31. Укажите наиболее удобные часы для уроков физкультуры:
а) первый урок;
б) второй, третий, четвертый урок;
в) последний урок;
г) не имеет принципиального значения.
32. Двигательная плотность урока физкультуры это:
а) количество выполненных упражнений за урок;
б) интенсивность двигательной нагрузки;
в) соотношение разных видов нагрузки между собой;
г) суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах;
д) соотношение между фазами урока физкультуры.
33. Назовите, какая двигательная активность детей считается оптимальной:
а) низкая;
б) умеренная;
в) высокая;
г) максимальная;
д) средняя.
34. В структуре урока физкультуры выделяют следующие части, за исключением:
а) вводная;
б) основная;
в) заключительная;
г) приход к исходному состоянию;
д) физкультпауза.
35. Назовите оптимальную двигательную плотность урока физкультуры:
а) 20- 35%;
б) 30- 45%;
в) 50- 65%;
г) 70-85%;
д) 80- 95%.
36. Оптимальная нормируемая температура воздуха (в градусах) в спортивном зале для занятий по физвоспитанию:
а) 12-14;
б) 14-16;
в) 16-18;
г) 18-20;
д) 20-22.
37. Укажите, в какие дни рабочей недели лучше всего проводить уроки физкультуры:
а) в понедельник;
б) в субботу;
в) во вторник и среду;
г) в середине недели с перерывом в 1- 2 дня;
д) не имеет значения.
38. Укажите, допускаются ли сдвоенные уроки физкультуры в учебном расписании: Исключите неправильный ответ:
а) разрешаются;
б) разрешаются только у первоклассников;
в) разрешается только на лыжной подготовке;
г) разрешаются только при сдаче нормативов;
д) разрешаются только для старшеклассников.
39. Задачи урока физкультуры, все кроме:
а) обучение;
б) воспитание;
в) подготовка спортсменов;
г) оздоровления учащихся.
40. Медицинский контроль за физическим воспитанием не включает:
а) медицинское наблюдение за состоянием и динамикой здоровья;
б) наблюдение за реакцией организма на физическую нагрузку;
в) контроль за погодными условиями;
г) санитарный контроль за условиями проведения физического воспитания.
6 .2. Решить ситуационные задачи по теме