Основные категории экономики - товар, труд, прибыль в основном имеют негэнтропийную природу. Действительно, их величина или стоимость в большой мере зависят от количества введенной информации. Однако, их инфоприрода не учтена ни в одной экономической теории. Этим объясняется сильные противоречия при применении этих терминов не только в марксистской политэкономии, но и в либеральных и других концепциях. Поэтому необходимо исходить при формулировке этих терминов из их информационной сущности.
ТОВАР - продукт человеческого труда, предназначенный для продажи и потребления, состоящий из вещества, энергии и ОНГ (связанной информации). ОНГ товара зависит от цели, которая преследовалась при изготовлении или при применении товара, и от фактически достигнутого уровня потребления. Если определяют ОНГ товара по отношению к другой цели, то изменяется (уменьшается или увеличивается) и ОНГ. Может возникать вопрос, насчёт товаров, на производство которых, казалось, не было потрачено человеческого труда. Например, полезные ископаемые, земля, дремучие леса и др. Природные богатства, которые никого не интересуют, действительно не являются товаром. Однако и для их продажи необходимо оформление прав на собственность. Для придания товару потребительских свойств тоже требуется труд, содержащий ОНГ.
|
|
ТРУД - целенаправленная деятельность человека для изменения состояния и ОНГ системы. Термин “работа” известен уже для самых простых систем. В механике элементарная работа обозначает произведение силы, влияющей в направлении пути движения материальной точки, к длине движения этой точки. Работа является векторной величиной включающей дополнительно направление или цель движения.
В простейшем случае работа А = F D S где: F- сила, действующая на массу в направлении движения; DS- пройденное, под действием силы, расстояние. При усложнении системы общая сущность работы не изменяется, но методы её исследования и измерения становятся намного труднее, даже в случае измерения только механического движения. В реальных телах имеется бесчисленное количество материальных точек, которые под действием силы могут двигаться в разных направлениях, с разной скоростью. Кроме того, может изменяться их взаимное расстояние, структура вещества, энергетический уровень. Задачи измерения количества работы ещё больше усложняются, если изменения касаются химических систем или энергетических полей.
Наиболее сложную задачу представляет измерение количества умственной, творческой работы. В этом случае имеют дело изменением ОНГ системы под воздействием негэнтропического потенциала другой системы. Интеллектуальная работа связана с преобразованием в системах основных форм и параметров, в частности ОЭ, ОНГ и инфопотока.
|
|
Если предполагать аналогию между энергетическими и информационными процессами, то энергии соответствует ОНГ, теплоте - ОЭ и работе - информация. Таким образом, открывается возможность определить количество творческого умственного труда, которое равняется ОНГ, введенного в систему информацией, т.е. равняется увеличению ОНГ в системе.
Работа может быть определена только относительно определенной цели или целесообразности системы и измеряется в битах. Стоимость умственного труда можно оценить и в денежных единицах, если известна прибыль при достижении цели. Зная DОНГ после завершения работы можно рассчитать увеличение вероятности цели, a из этого стоимость работы.
При расчётах стоимости труда следует учесть дополнительные факторы:
Увеличение ОНГ происходит как путём уменьшения ОЭф, так и увеличения ОЭмакс. после принятия информации.
Из-за рассеяния части информации в канале связи количество отправленной информации больше, чем принятой. Однако, количеством умственного труда считается количество принятой и связанной информации ОНГ.
ПРИБЫЛЬ - добавочный доход фирмы, полученный после вычетов всех затрат на производство и зависит от ОНГ фирмы относительно оптимизации её работы по критерию прибыли П = К . ОНГф где: ОНГф - фактическая ОНГ фирмы по критерию прибыли,
К- стоимость 1 бита информации.
Следует подчеркнуть, что ОНГф связана с прибылью только относительно конкретной цели фирмы. Действие и продукция фирмы относительно других критериев (польза государства, отрасли, науки и др.) может сильно отличаться от ОНГф относительно прибыли данной фирмы или быть даже отрицательным (фирма нанесёт убыток). Много споров вызывал вопрос, результатом работы кого является прибыль и кому она принадлежит? Левые политики считают, что прибыль (или прибавочная стоимость) принадлежит рабочим, которые занимаются непосредственно производством продукции. Правые политики считают, что прибыль принадлежит предпринимателю, который организует производство, даёт капитал для приобретения всего необходимого (машины, здания, оборотные средства) для обеспечения производства.
В действительности прибыль предприятия возникает в большой мере от введенного в товары или в услуги ОНГ. Для успешной работы фирмы или предприятия недостаточно обеспечить товары и продукцию обычными компонентами себестоимости (исходные материалы, энергия, зарплата, аренда помещений, налоги и др.). Необходимо вводить в товары информацию (OНГ) и в большем количестве, чем это делают конкурирующие предприятия. Сюда относятся в частности:
бизнеспланы, новые идеи по производству, технологии и механизации, прогноз маркетинга в будущем, скорость и качество обслуживания клиентов, реклама новой продукции, выбор и обучение персонала,
Следовательно, при производстве любых товаров или услуг принимает участие связанная информация - ОНГ, чего другие экономические теории не учитывали. Право получать свою долю прибыли имеют те, которые принимали участие при создании ОНГф. Обычно самую большую долю имеют право получать предприниматели. Часто большую долю должны получать и творчески работавшие мастера, инженеры, учёные, которые принимали участие при разработке технологии. Следует иметь в виду, что ОНГ может быть и отрицательная. Тогда вместо прибыли фирма получит только убытки, т.е. - DОНГ = DОЭ.
Деньги ¾¾¾® Инфо ¾¾¾® | Обработка вещества, энергии, денег, ОНГ Банк. Фирма. Капитал. | Товар ¾¾¾¾¾® Услуга ¾¾¾¾¾® Деньги, инфо ¾¾¾¾¾® | Потребитель Себестоимость + ОНГ |