Этапы проектирования

· Стадии социального проектного прогнозирования

· Диагностирование в ПСР предшествует прогнозированию в КИПоле

· Выбор состава триад акторов.

· Диагностирование исходной проблемной ситуации с построением ПСР (Образы БкЖ ---> БкВ ---> БкО)

· Количественный анализ социокультурной конъюнктуры (социометрия интенсивности и градиентов напряженности проблемной ситуации).

· Проектное прогнозирование проблем (переход: ПСР -- КИПоле).

· Согласование КИПолей различных триад.

· Синтез прогнотипов за рамками исходной триады в расширенном социокультурном пространстве - метасистеме.

· Поисковые предписания к новым смыслам

· Выделение сценарных образов и разработка сценарного плана.

Акторы – это индивидуумы, множества которых образуются, поддерживаются и распадаются при участии самих индивидуумов. Актор движим собственными мотивами и обладает для этого соответствующим опытом (компетенции), владеет исчислением смыслов.

Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределенностью последствий совместных преобразований и "неизреченностью собственных смыслов ".

Персона \здесь – «актор»\ способен выбирать из различных альтернативных результатов коллективных действий тот, который занимает наивысшее положение по его шкале полезности (по Бьюкенен Дж., Таллок Г. РАСЧЕТ СОГЛАСИЯ: Логические основания конституционной демократии)[1]

Минимальной размерностью анализа акторов является триада как наименьшая нечетность, что исключает соблазн поиска компромисса между ними, а выходить на решение противоречий как основы эволюции.

Акторы в триаде находятся в отношениях:

целостности: только взятые в триаде, акторы способны раскрыть себя;

дополнительности: нет доминирования одних над другими, каждый дополняет и потому нуждается в другом (никто никому не обязан, а действует лишь в меру взаимной выгоды);

суверенности: каждый есть личность с собственной уникальной (семантической) позицией;

соподчиненности: войдя в триаду, каждый актор "отрабатывает свою роль" полностью;

фрактальности\изоморфизма: данная триада входит в множества других, равно как и сама включает в себя (смысловые поля) других триад

Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла. Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество. Приведем более простую формулировка определяемого понятия: социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления.

Социальное проектирование. Дайджест

Как известно, социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются, что находит свое отражение в концепции проекта. Таким образом, социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ БАЗУ проекта определяют ценности, нормы и идеалы. Ценности — это разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться и основных средств их достижения. Ценность — то, что позволяет ориентироваться в социальной среде, они образуют основу социокультурных позитивных установок и запретов и базируется на противопоставлении «добра» и «зла». В технологии проектирования ценности, являясь императивом (жизненным ориентиром) поведения, определяют цель проекта, но не МОГУТ ПОСТУЛИРОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ. Ценностная ориентация социального проектирования выдвигает проблему идеала. Идеал — выражение желаемого и должного. Когда мы разрабатываем проект, направленный на внедрение здорового образа жизни, то исходим из общепринятого толкования здоровья, мы ориентированы на присущий нашему обществу, культуре и нашему времени идеал. Направленность на достижение идеала — еще одна сторона социального проектирования. Таким образом, мировоззренческой основой проекта являются ценности, нормы, ценностно-нормативные установки и идеал. Технологической основой проекта является понятие «инновация».

Социокультурное проектирование - продвинутая и формализованная разновидность работы по преобразованию культурных объектов. Реализация способностей человека создавать в идеальном плане, комбинировать символические конструкции.

При проектировании главное - определение результата по двум пунктам:

- обоснование целесообразности

- использование специальных средств (в зависимости от результата средства разные). Например: результат - обкраденная страна. Средства - недоплата зарплаты.:-)

Использование выразительных средств происходит при:

- описании результата

- описании путей/способов его достижения, куда включаются характеристики ресурсов.

Проект может быть инженерным, системным, социокультурным. Последний отличается содержанием деятельности - процесс выработки/утверждением ценностей. Например - образовательная программа.

Инженерный проект предполагает модельное строение для воплощения в жизнь строительной модели. Менеджмент - это практика управления, вырабатывает форму, которая являет собой язык для разработки и осуществления социокультурных проектов.

Бизнес-план - документ, в котором содержится описание проекта, обоснование его целесообразности и доказательства его осуществимости.

- Название проекта (должно быть лаконичное и ясное, призвано заинтересовать внимание спонсора.

- Перспективы осуществления.

> Экономическая эффективность/рентабельность;

> Социокультурные последствия;

> Актуальность/важность/неизбежность;

- Обоснование осуществимости

> описание достижения результата (использование техники, экономические расчеты рентабельности, табели с расходами на ресурсы);

> Характеристика необходимых ресурсов;

> Описание возможных затруднений и способы их предупреждений;

- Календарный план - последовательность осуществления результата по числам;

- Смета.

Группа социокультурных методов

- Специально-научные методы, методы этнографического описания. Этнометодологический подход - теоретическое направление, определяющее методы сбора данных, такие как анкетный опрос, качественное/количественное наблюдение.

- Аналитико-диагностическая работа - интерпретация данных, воссоздание из единиц наблюдения реальности культуры. Диагностика. Анализ.

- Текстологические методы - герменевтика. Лосев. Лихачев. Лотман.

Шкалы описания культуры

- Номинальная (ваще, красиво, изящно);

- Порядка (больше-меньше, посколько-настолько, круто-понтово-кульно-RULEZZ!);

- Интервальные (числа природы, взаимосвязь чисел);

- Отношений (самая высокая/низкая..).

Социокультурные переменные

Переменная - индикатор, который позволяет оценивать состояние объекта, представлять его характеристики, взаимодействия, взаимосвязи. Это - инструмент исследования.

- Номинальные переменные (гуманистические/негуманистические культуры);

- Порядка (более открытое/менее закрытое общество);

- Интервальные переменные.

методов работы над проектом (мозговая атака; метод синектики; деловая игра; метод фокальных объектов; ТРИЗ; метод создания сценариев).

Вывод:, проектированиеэто не только и не столько создание проекта и ведомственно-анонимное внедрение его. это одновременно, в общем концептуальном пространстве, протекающее действие проектной концептуализации, проектной дискурсии, критической рецепции и управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его социально-функциональную и предметно-пространственную среду, называемое в последнее время специальным термином «инновация».

Тема 2

Социально-культурная среда как объект проектирования и система ценностно-нормативных подходов к социокультурному проектированию

Культурологические аспекты социокультурного проектирования. Специфика культурологического обоснования art-проекта и формирования его содержательных разделов. Содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте проектирования. Предметно-результативный уровень культуры: содержание, приоритеты и проблемы проектирования. Мировоззренческая основа проектной деятельности как ценностно-нормативное наполнение культуры.

Культура как область предметной деятельности. Социокультурное проектирование как система производства и потребления культурных продуктов и услуг и формирования индивидуального и социального субъекта культуротворчества. Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели, задачи, приоритетные области). Принципы социокультурного проектирования. Социальные аспекты проектирования. Мировоззренческие основы проектной деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий в социокультурном контексте. Технологические и содержательные элементы социокультурного проектирования в контексте социальной стратификации общества.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить

· философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления;

· духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве;

· художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным; педагогическим; инженерным и др.

В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

· Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности.

· владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.

· проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование,

· разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами;

· соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

· задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектированиеэто специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: Челове, Общество, Культура

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программаэто развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными.

Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:

Содержательная часть

Проблематизация

Целеполагание

Инструментализация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: