Специфика художественной литературы
Литература – это личностное конкретное взаимодействие человека с миром в целях его освоения в сфере воображения, расширенное вплоть до бесконечности
В литературе участвуют субъекты и объекты. Энергия писателя направлена на творческое преобразование человека. Писатель «объемлет весь свет».
Принцип диалогичности.
Писатель исследует мир, включает его в собственное сознание и одновременно сам становится творческим феноменом, включаясь в этот мир.
В писателе образуется «созвучный миру строй души». Литература создаёт единство нации.
Литература- это форма общественного сознания. По форме-случайное, по содержанию -закономерное.
Персонаж – признаки внешности и свойства глубинные социально-исторические, нравственно –психологические. Литература раскрывает внешнее и внутреннее. Идеал в искусстве – «сведение внешнего к духовному. (Гоголь)
Писатель может быть в конфликте с религией (Толстой). Русская литература провозглашает правоверность религии (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»).
|
|
Произведение – выражение субъективной творческой способности (Кант). Герой раскрывается в историческом потоке.
Любовь, честь.
Функции художественной литературы
- эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
- социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
- компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
- познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
- воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Эстетическое как философская категория
Искусство - это прежде всего явление эстетическое. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.
Первоначальное (др.-гр.) значение слова "эстетическое" -чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Эстетическая деятельность - это прежде всего созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения.
|
|
Эстетическое имеет два аспекта, которые нераздельны: объективный. (предметный) и субъективный (эмоциональный).
дисциплины эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни "Эстетика" (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. И определил ее как науку о прекрасном.
Прекрасное. Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка" ("Что есть красота/ И почему ее обожествляют люди?/ Сосуд она, в котором пустота,/ Или огонь, мерцающий в сосуде?"), скажем, что прекрасное - это как бы мерцание огня в стенках сосуда.
Ориентированная на христианство эстетика ознаменовалась становлением и иного представления о прекрасном: как явленности света, исходящего свыше.
Гегель, следуя традиции древней и средневековой эстетики, утверждал, что "красота и истина" - это "одно и то же", что прекрасное - это "чувственная видимость идеи", т. е. некой духовной сущности: "чувственное наличие бытия" здесь "проникнуто духовным". Кант еще за несколько десятилетий до Гегеля рассуждал иначе. По его представлениям, красота "придается" предмету исключительно его формой. Она являет собой "согласованность многообразия в едином".
Дионисийское. То, что Ницше называл дионисийским напором и чрезмерностью, было известно и до него. Во-первых, с его трактовкой празднеств Диониса перекликается кантовская концепция возвышенного: Ницше как бы перенес представление о бушующей стихии, исполненной эстетической чары, из мира природного в реальность человеческую. Во-вторых, в середине XVIII в. известный исследователь античного искусства И. Винкельман замечал, что эстетически воплощаться могут не только спокойствие и уравновешенность, но и порывы, страсти. От Дониса – вино. Чарующие сновидения, безудержные страсти, душевно-телесные порывы.
Эстетические эмоции впервые рассмотрел Кант в первой части трактата "Критика способности суждения" (1790). В основе суждений вкуса, утверждал философ, - благорасположение к прекрасному.
выделял следующие черты эстетических оценок: 1) они неутилитарны и не связаны с какими-либо действиями по отношению к воспринимаемым предметам: созерцательны, бескорыстны, незаинтересованны, 2) они внерациональны и не сопряжены с логическими процедурами 3) они общезначимы, не являются произвольными, чисто субъективными, случайными: прекрасное нравится всем; 4) будучи направлены лишь на форму предметов, но не на их сущность, они имеют игровой характер: осуществляют "игру душевных сил человека".
В эстетических переживаниях воплощаются глубинные основы человеческого существования и, следовательно, коренные духовные интересы людей. Об этом говорили и материалист Н.Г. Чернышевский и религиозные философы, в частности Вл. Соловьев, который в статье "Красота в природе" связывал восприятие прекрасного с представлением о благой упорядоченности бытия.
М. Бердсли (1915-1985). Лидер американской эстетики утверждал, что любой предмет может рассматриваться с эстетической точки зрения. Ученый говорит о двух путях эстетического вкуса и опыта. Первый (прежний, традиционный) - это любовь к прекрасному. Второй, более насущный для современности, - это всеобщее эстетизирование реальности.