Образ – основная ед. художественного мира, бывает разного масштаба от детали до вселенной, от персонажа до вещей. Художественное отражение реальности. В нем реальное\ирреальное, объективное\субективное.
Признак идеальности обусловлен тремя причинами:
- литературными традициями (классицизм утверждает норму совершения добродетели)
- литературные произведения основываются на контрастах, максимальный контраст отрицательный герой и положительный. Рогожин-Мышкин.
- любовь не отделима от идеализации.
Объективное в образах – познавательный потенциал (эпос). Раскрытие эпохи. Типичные характеры.
Наиболее яркая авторская оценка раскрывается по отношению к типическим героям в сатирических произведениях (Гоголь)
Образы бываю наглядными (эпос, драма) и существенные (действуют посредством внушения, символизм).
Классификация.
1. по предметному основанию
- образы-детали (вне динамики, разговор студента и ефрейтора)
- фабульные (эпизод, эпизод размолвки Ленского с Онегоиным)
- образы характеров и обстоятельств (детальные и фабульные, Базаров – грубые слова)
2. по степени обобщённости
· характер
· тип (единая основа нескольких характеров, обломовский тип)
· образы-топосы (характеризуют национальную литературу, литературное направление, литературную эпоху. Дон Кихот)
3. по соотношению предметного и смыслового в образе
· автологические (нет иносказания)
· метологические предметное отличается от смыслового, как физическое от духовного. «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым»Есенин. Дым-не физическое)