Проблема жанра: генетико-эволюционный и функциональный аспекты жанровой теории

Проблема жанра очень сложна и обширна, жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Это связано с различными факторами, например: жанров огромное кол-во (в каждой художественной культуре есть специфичные жанры (хокку, танка - с странах востока), это связано также с тем, что жанры имеют разный исторический объем (одни бытуют на протяжении всей истории (басня), другие же соотнесены с опредленными эпохами (например, литургическая дама в эпоху европейского средневековья). Картина усложняется еще и тем, что одним и тем же словом нередко обозначаются явления глубоко различные (например, элегия - в 7 веке до н.э. произведение строго определенного размера с широким кругом тем: прославление воинов, философские размышления, любовь. Затем у римских поэтов (катул, Овидий) элегия состредотачивалась на любовной тематике, в Новое время - элегия определяется печальным и грустным настроением, сожалением и меланхолией.
Таким образом, представляется следующая постановка проблем: 1. рассматривать жанр с точки зрения родовой принадлежности не корректно (например, Тоска по Родине Цветаевой - можно отнести к эпическому произведению и тд). 2.можно рассматривать с точки зрения нацинальных и иннациональных жанров (не всегда работает). 3. есть жанры актуальные, а есть мертвые.
Жанр - динамичное формально-содержательное единство, емеющее ряд устойчивых признаков (некое жанровое ядро) и выражающее опредленную эстетическую направленность.
К проблеме жанра обращались многие исследователи, кт рассматривали проблемы жанра с разных сторон:
1. Классификационный аспект
2. генетико-эволюционный
3.Функциональный.
1. Генетико-эволюционный аспект. Его сторонники, а вчастности Бахтин ("Эстетика словесного творчества" - "Проблема речевых жанров") говорят о том, что возможно объяснить природу жанров. Бахтин ввел понятие "память жанра" - форма жанра помнит свои истоки, помнит свои составляющие с момента происхождения. (Это первый заметил Аристотель). Например, элегия - из надгробного плача, современная элегия - печальное, размышляющее, медетативное произведение. Послание возникло из бытового письма. ЛЕКЦИЯ!Генезис происхождения – Лихачев (дрр.лит-ра), Пропп (сказки, фольклор), Фрейденберг (античность), Бахтин (русская проза, эпоха просвещения, возрождения). Жанр вкл.в свою форму те содержательные элементы, которые были взяты за основу в свое время из жизни, поэтому можно встретить жанр – проекция нелитературного ряда на лит-ру. Элегия возникла из бытового акта – ритуального плача. Стихотворное послании е возникло из обычного житейского письма. Роман воспроизводит и письма, и дневниковые записи и т.д. трагедия может возникнуть из жизни. они начали восприниматься как недолжные, негативные. Жанр – не самодостаточное явлении, он может изменяться, трансформироваться. Таким образом, жанры эволюционируют, но сохраняют свои первоначальные черты (пусть даже и в размытом виде, в измененном) - одни жанры актуализируются, другие - исчезают, тк жанр - динамичное образование. Например, сонет (изначально 2 строки (в конце) - сонетный ключ - являлись самыми важными в произведении, ради него писались все остальные стихи. Сейчас же пишут без сонетного ключа, тк нельзя подвести итог, найти выход). 2. Функциональный аспект - исследователи говорят о том, что при классификации жанров нужно учитывать время написания, контекст тв-ва писателя и литры вообще, даты написания (особенно в стихотоврениях), место произведения в творческой эволюции писателя. Например, "Вишневый сад" Чехова - сам автор назвал лирической комедией, Немирович назвал драмой, на что Чехов обиделся. ЛЕКЦИЯ! Пьесы ждал провал. Слово здесь является действием. Все значимое создается за счет переосмысления жанровой традиции, за счет радикального переосмысления предшествующей традиции. При понимании пр-я нужно учитывать авторский взгляд на пр-е. этот авторский взгляд отражается в подзаголовке, который обозначен как жанр-сигнализатор, который есть иногда и в заглавии. Если читатель не принимает эти сильные рамочные компоненты текста, это чревато непониманием, неправильным прочтением, сменой акцентов. У Блока есть стихотворение «Анне Ахматовой», она прочитала это стихотворение как мадригал, т.к. у него комплементарная направленность, на самом деле это послание. Она не учла контекста. Блок поместил стихотворение в ряде других стихотворных заглавий. Дата тоже жанровый сигнализатор, ее нужно учитывать в анализе произведения. "Война и мир" - роман эволюционировал до романа-эпопеи (в связи с осмыслением глобальных исторических и жизненных событий личности), "Евгений Онегин" - роман в стихах (здесь о личностном начале повествуется в стихотворной форме), "Василий Теркин"Твардовского жанр - книга про бойца.

Все новое в искусстве создается путем переосмысления. Роман переосмысляется, выявляются все новые жанровые признаки. Плутовской роман, эпос больших дорог, эпос частной жизни, роман о написании романа, роман без героя «Ярмарка тщеславия», Джойс «УЛИС», поток сознания. Если писатель переосмысляет традицию, он вносит продукт своего переосмысления в жанровый подзаголовок. Создают писатели новаторские произведения в зрелый период своего творчества, т.к. получают свободу, когда писатель хочет отказаться от всяческих условностей, предписаний. Жанр в литературном процессе 19-20 вв утратил статус литературного героя. На первый план выходит автор, его воля, замысел, его художественное решение. Жанр хоть и отодвинут, он все же сохраняет свою важность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: