Основные научные результаты: проблемно-тематические направления

Журналистская деятельность.

Объект изучения данного направления – профессиональная деятельность журналиста и ее продукты: структура профессиональных обязанностей и динамика социальных ролей журналиста; источники данных и методы работы с ними; этические проблемы; журналистский текст и его виды; современные технологии создания текста.

В теоретической литературе описаны: сущность и свойства профессии в различных контекстах; социальные роли и функции журналиста; структура профессиональных обязанностей журналиста; общая теоретическая модель профессиональной деятельности журналиста (способ деятельности); некоторые профессиональные специализации, профили, редакционные роли, виды деятельности; понятие журналистской информации, текста и его видов; понятия жанра, жанровых моделей и жанровых технологий (несколько конкурирующих теорий); основы профессиональной этики журналиста; современные информационные технологии (новостная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика); методы журналистской деятельности.

В последнее время интенсивно дискутируется вопрос о «новом журнализме»: динамике социальных ролей журналиста, вызовах профессии, профессиональных компетенциях журналиста, включая инновационные; декомпозиции имиджа журналиста в массовом сознании; изменении способа деятельности под воздействием новых информационных технологий; массовизации, политизации и коммерциализации профессии; современных технологиях создания текста. В высшей степени актуальны проблемы социальной ответственности и иные нравственно-этические аспекты профессии.

Востребованы исследования собственно технологических аспектов журналистского труда: методология и методика работы с источниками информации; изменения в содержательной основе и структуре журналистского текста; уточнение объема и содержания понятия «формат», новые жанровые модели и форматы; модификации технологий в отдельных видах, направлениях, каналах СМИ; конвергентные процессы во всех деятельностных сегментах; «неавторские», включая продюсерские, функции журналиста; отраслевые, тематические жанровые специализации; соотношение и взаимовлияние профессиональной и непрофессиональной журналистской деятельности; особенности гражданской журналистики и методы работы с UGC.

Типология печатных СМИ.

Объект изучения – теоретические

основы, принципы систематизации, динамика рынка СМИ, типологические описания основных групп печатных СМИ.

В научной литературе отражены: принципы реструктуризации медиасистем в переходный и постпереходный периоды; журналистика, медиарынок и медиаиндустрия в контексте модернизации журналистики; новый медиапорядок; новая инфраструктура СМИ; виды собственности на рынке;

типология печатных СМИ на современном медиарынке, описанных на основе вновь разработанных принципов типологического анализа; бизнес-модели; роль рекламы в новой медиаструктуре.

Актуальны исследования медиаплатформ, их особенностей и взаимовлияния и в этом контексте: определение места и роли печатных СМИ в условиях системной трансформации СМИ; влияние новых технологий на «бумажные» СМИ.

Слабо представлены в литературе: региональный медиарынок; стратегии продвижения на медиарынке; адаптация зарубежных медиабрендов на российском рынке. Практически неисследованными остаются информационные агентства, фрагментирующиеся аудитории и новые издания, массовые издания. Необходимо обобщение историй успехов и провалов новых изданий, громких стартапов последних лет. Актуальны исследования, в которых взаимодействуют понятия из соседних научных кластеров: например, типы СМИ и текстовые форматы, бытие и конкуренция бумажных и сетевых версий изданий.

Медиаконтент.

Объект изучения – содержание СМИ; освещение основных сфер общественной жизни. Традиционные названия направления – «проблематика СМИ», «тематическая структура», однако все чаще они уступают место «медиарепрезентациям» актуальных проблем, «контенту». Изучаются позитивные и негативные эффекты различных коммуникативных стратегий; феномены политизации, коммерциализации, массовизации контента; одна из самых актуальных тем последнего времени – несовпадение медийных повесток в традиционных и гражданских СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: