Литературное направление

Это единство творчества писателей по общему типу художественного содержания, прежде всего в зависимости от того, в чем, в какой стороне жизни художник видит основной, высший смысл человеческого существования или, напротив, корень, причину бед и мучении человека. Например, в художественной системе Просвещения XVIII века при общем принципе художественно-творческого освоения реальной жизненной характерности как заданной в своей сущности естественной природой художники-просветители достаточно определенно делятся на два направления. Одни из них видели высшее выражение естественной природы человека в разуме, в сознании человеком своей естественной добродетели (Филдинг, Смолетт, Дидро, Лессинг, Латур, Гудон); другие - в чувстве (Гольдсмит, Руссо, Грез, немецкие штюрмеры).

... В реалистической литературе XIX века также вполне отчетливо проявились две разновидности, два особых направления по преобладанию в них определенных типов художественного содержания... Одни реалисты сосредоточивают свое внимание преимущественно на внешней стороне человеческого бытия и дают прямую, часто сатирическую критику социального положения людей, их имущественных отношений, нравов той или иной общественной среды (например, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Бальзак, Золя). Другие же ставят в центр внимания судьбы духовно богатых личностей, их стремления к лучшей жизни и их собственные возможности на этом пути (например, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Стендаль, Диккенс), то есть образуют направление с преимущественно романическим типом художественного содержания.

При этом необходимо иметь в виду, что художники, стоящие на одной социально-идеологической позиции, то есть писатели одного течения, могут входить в разные художественные направления (например, революционный демократ Салтыков-Щедрин по своему открыто критическому пафосу стоит в одном ряду с Гоголем, Бальзаком, Теккереем, которые были далеки от революционно-демократической позиции, а наиболее последовательный революционный демократ Чернышевский благодаря своему особому интересу к положительным возможностям людей образует направление с либеральным дворянином Тургеневым и патриархально-крестьянским писателем Л. Толстым). И еще в большей мере надо учитывать, что писатели разных течений и направлений составляют одну художественную систему, в данном случае - реалистическую.

2.5. Классификация литературных направлений и течений

2.5.1. Реализм Возрождения

Произведения, приближающиеся к современным реалистическим литературным формам, создаются в эпоху Возрождения (в основном XIV-XVI вв.), связанную с начинающимся разложением средневекового феодального уклада и первоначальным ростом капиталистических отношений в ряде западноевропейских стран.

... Существенной чертой реализма литературы Возрождения явился прежде всего грандиозный диапазон художественного изображения жизни.

В творениях великих писателей Возрождения с невиданной глубиной и полнотой предстал внутренний мир людей в тесных и органических связях с внешним миром. От песен любви раннего итальянского Возрождения (поэзия Петрарки) до изумительной широты и проникновенности воспроизведения человеческих характеров и обстоятельств Шекспиром - таков охват жизни литературой Возрождения.

Второй особенностью реализма Возрождения была критика, перераставшая часто в острое сатирическое обличение церковников, разоблачение обветшалых феодально-средневековых учреждений и норм человеческого поведения. Все это мы находим и в «Декамероне» Боккаччо, и в «Диалогах» Ульриха фон Гуттена, и в памфлетах Томаса Мюнцера, и в великом произведении Сервантеса «Дон-Кихот».

Третьей чертой реалистической литературы Возрождения является ее народность, проявлявшаяся как в изображении важных и интересных для народных масс явлений, так и в особом внимании к национальной самобытности литературы, к чистоте и совершенствованию того национального языка, на каком она создается.

Реализм Возрождения с его широким диапазоном вызвал к жизни и определил дальнейшее развитие многочисленных видов и жанров литературного творчества. Различные виды лирических произведений, новеллы, романы, трагедии, комедии, сонеты, памфлеты, проповеди, письма, диалоги характеризуют художественные завоевания передовой литературы Возрождения и в этой области.

2.5.2. Классицизм

Художественное направление в европейской литературе и искусстве XVIII - начала XIX вв.

... Подражание античным образцам стало исходным принципом изображения у классицистов. К нему присоединились и два других, с ним тесно связанных: подражание природе (под природой понималась вся реальная действительность) и подчинение голосу разума.

Все это в известной мере продолжало и развивало сделанное литературой Возрождения. Однако в классицизме выявились и слабые стороны. Вместо разностороннего живого воспроизведения характеров, которое с таким блеском предстало у Шекспира, в произведениях классицистов проявились односторонность, схематизм в изображении людей.

Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики классицизма был Малерб. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма; они утверждают взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

Ведущей формой литературного творчества французского классицизма явилась драматургия. В центре драматических произведений были предметы, представлявшие интерес для всей нации. Это нашло яркое выражение в трагедиях Корнеля, особенно в его трагедии «Гораций».

В драматургии классицисты выдвинули получивший широкую известность принцип трех единств: единства действия, времени и места. Этот принцип был условен. Бесспорным было только первое условие: единство действия. Что же касается других, то они стали стеснительными рамками для изображения полноты жизни. Стремление к воссозданию этой полноты заставляло многих представителей классицизма нарушать два последних единства.

Присущая классицизму сословная ограниченность не могла, конечно, не сказаться в произведениях его представителей: в выборе героев, в отборе событий, в языке.

... Но главное было, естественно, не в этом, а в том сильном и значительном, что прокладывало дорогу к последующим формам уже реалистического изображения жизни позднейшего времени.

... Ярко выявились реалистические тенденции и в передовой русской литературе конца XVIII века.

И Державин в его сатирических одах, и молодой Крылов, и Фонвизин, оставаясь в основном в рамках классицизма, уже начинали движение к критическому реализму.

2.5.3. Сентиментализм

Художественным направлением (течением) столько же предреалистического, сколько и предромантического характера, пришедшим на смену классицизму, был сентиментализм. Сентиментализм возникает на Западе в условиях все более обострявшихся противоречий между аристократией и буржуазией, игравшей в период борьбы с феодализмом прогрессивную роль. Яркое выражение новое художественное направление получает в середине XVIII века в Англии.

... В противовес классицистической установке на изображение в высоких жанрах высших общественных кругов сентименталисты предлагают изображать обыкновенных людей в обстановке их повседневного быта.

... Вместо исключительных исторических событий в центре повествования становится частная, личная жизнь человека. В противовес недостаточному вниманию классицистов к миру чувств и переживаний простых людей сентименталисты основное внимание сосредоточивают на раскрытии богатства внутренней жизни обыкновенного человека. В противовес требованиям аристократической изысканности литературной речи сентименталисты делают ставку на демократизацию языка, на приближение его к разговорной речи.

Литературные произведения и по содержанию и по форме делались более доступными и интересными для широких кругов.

Появляются новые жанры повествовательной литературы: дневники путешествий, эпистолярные романы, произведения, содержащие исповеди героев.

...Чрезвычайно усиливается лирический элемент в эпических произведениях сентименталистов. Прослеживая внутреннюю жизнь персонажей своих произведений, писатели в нравоучительных целях, составлявших пафос их произведений, активно вмешивались в повествование, высказывали свое отношение к изображаемому, непосредственно подчеркивали нужную позицию в разрешении той или другой нравственной проблемы. В качестве примера могут быть названы произведения выдающихся английских сентименталистов: «Сентиментальное путешествие» и «Тристрам Шенди» Стерна, «Памела» и «Кларисса Гарлоу» Ричардсона и другие.

... Большую социальную остроту приобрел сентиментализм во второй половине XVIII века во Франции, находившейся на пороге буржуазной революции. Примером могут служить произведения Руссо. С позиций утверждаемой им свободы человека Руссо и ведет борьбу с разрушающимся феодальным укладом жизни.

В романе «Новая Элоиза» французский писатель выступает глашатаем прав каждого человека на свое место в жизни и человеческое счастье.

... Значение русского сентиментализма, возникшего в конце XVIII века, было меньшим, чем значение западного.

В России сентиментализм представлял собой лишь одно из ответвлений литературы, в противовес которому уже тогда формировалось и прокладывало себе дорогу; направление, ознаменованное именами Крылова, Новикова, Фонвизина, Радищева и подготовившее последующее развитие русского критического реализма.

Тем не менее некоторую прогрессивную роль русский сентиментализм все же сыграл. Это сказалось у русских сентименталистов в заострении внимания к внутренней жизни людей, в демократизации (сравнительно с классицизмом) тематики, героев и языка литературных произведений.

Названные черты русского сентиментализма наиболее отчетливо проявились в таких произведениях основоположника этого художественного течения в России Карамзина, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья - боярская дочь» и в ряде других.

2.5.4. Романтизм

Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половине XIX в., получившее всемирное значение и распространение. В XVIII в. романтическим (франц. romantique, англ. romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.

Романтизм как целостная художественная система сложился на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху решительной смены феодальной системы общественных отношений капиталистической. Тогда же слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Основной социально-идеологической предпосылкой романтизма было разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще.

В искусстве романтический тип сознания (охвативший самые различные сферы общественной жизни - философию, политику, социологию, политэкономию), духовного освоения жизни сложился в виде особых, свойственных только романтизму принципов воспроизведения характеров и обстоятельств, а именно - в виде художественного воспроизведения индивидуального характера как абсолютно самоценного и внутренне независимого от окружающих его внешних обстоятельств.

Герой у романтиков одинок, внутренне не зависим ни от кого, ни от чего, бежит от окружающей его среды, как Чайльд Гарольд Байрона или герой «Кавказского пленника» Пушкина. Или силой своей собственной воли властвует над средой, далекий от нее и таинственный, как Конрад в «Корсаре» Байрона. Или он становится освободителем, спасителем людей, народа - благодаря все той же таинственной силе своей личности, как Лаон и Цитна в поэме «Восстание Ислама» английского революционного романтика Шелли. Но во всех случаях характер романтического героя предстает как собственное достояние самой его личности. Романтизм, писал Горький, «пытается вознести личность выше общества, показать ее источником таинственных сил, награждает человека чудесными способностями».

Вместе с тем ощущение одиночества, состояние отчуждения от общества тяготило романтиков и рождало стремление к иным условиям внешнего существования, созвучным их внутреннему миру. Рожденный на почве «буржуазной эмансипации» личности, романтизм является вместе с тем подчеркнуто антибуржуазным искусством. Не находя в окружающей их действительности никакого положительного содержания, романтики искали это содержание вне условий своего существования или вне реальной действительности вообще, а именно: в истории прошлого, вернее, в мечте по прошлому, в котором личность чувствовала себя еще частицей целого; в эстетических иллюзиях прошлого, в которых люди представляли себе свое единство с общей и высшей судьбой человечества; в экзотических странах, еще не затронутых современной цивилизацией; в освободительных и национально-освободительных движениях, требовавших консолидации всех творческих сил народа; в мечте, в фантастических представлениях об идеальных условиях человеческой жизни, в грезах о гармонии личности и общественного бытия.

Романтизму всегда присуще отчуждение личности от породивших ее обстоятельств, стремление этой личности к иным, пусть совершенно неопределенным, неясным условиям жизни. Поэтому в целом творческие принципы, метод романтического искусства можно определить следующим образом: романтизм предусматривает художественное воспроизведение жизни в виде самооценных личностей, независимых по своим характерам от окружающих обстоятельств и устремленных в иной, созвучный им мир, при произвольной (условной или конкретно-исторической) образной детализации.

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - существенные черты романтического мировосприятия.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы», Шатобриан, Жуковский); в творчестве других (Байрон, Шелли, Мицкевич, Лермонтов) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.

Господство романтизма в художественной культуре человечества падает на первую треть XIX в. Но романтизм продолжает развиваться и в дальнейшем - в течение всего XIX в. и в XX в, в тех случаях, когда возникала необходимость в особой актуализации личной самоценности человека.

Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик). Опираясь на философию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, они создали философскую, эстетическую и литературную теорию романтизма (в том числе теорию романтической иронии), получившую европейский резонанс, противопоставили буржуазной действительности идею преображения мира посредством искусства, «автономию» творческого «я». Немцы же создали первые образцы искусства романтизма: комедия Тика «Кот в сапогах», лирический цикл «Гимны к ночи» и роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, ряд фантастических повестей. Герой Новалиса - мечтатель, уходящий в иллюзорное царство грез, не входящих ни в какое соприкосновение с действительностью. Перенося читателей в средневековую Германию (XIII в.), Новалис идеализирует средние века, всячески подчеркивая, что разум человека, его социальные стремления бесплодны и никчемны, что подлинными ценностями являются лишь поэзия и религия, а подлинной реальностью - человеческая мечта, которая может получить свое осуществление только в ином.

Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору (сказки бр. Я. и В. Гримм и др.). Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (Й. Эйхендорф). Гейдельбергские романтики оформили принципы первого научного направления в литературоведении (фольклористике) - мифологической школы.

В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали влияние на последующую литературу - как реалистическую (Бальзак, Диккенс, Достоевский), так и на символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего романтизма нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне.

Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств - основные мотивы поэтов «озерной школы»: У. Вордсворта, С. Т. Колдриджа, Р. Саути. Не веря в идею «разумного» переустройства мира, они противопоставляли ей христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество В. Скотта - автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литература. Гимном красоты мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса. Настроениями борьбы и протеста проникнуто романтическое творчество Байрона и Шелли. Однако неясность политических идеалов и перспектив общественного развития рождала в творчестве Байрона чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби». Созданные им титанические образы мятежников-индивидуалистов оказали воздействие на всю европейскую, в том числе русскую (Лермонтов) литературу (так называемый байронизм).

Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, романтизм встретил наибольшее противодействие и утвердился в литературе лишь в начале 20-х гг XIX в. Формирование французского романтизма связано главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести: «Атала» и «Рене» Шатобриана, «Дельфина» и «Коринна, или Италия» Ж. Сталь, «Оберман» Э. П. Сенанкура, «Адольф» Б. Констана. В эпоху господства романтизма достигает расцвета поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бев, О. Барбье, М. Деборд-Вальмор), драма (А. Дюма - отец, Гюго, Виньи, Мюссе); дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах (Италии, Испании, Австрии, Швеции, Венгрии, Румынии, Польше).

Утверждение национальной независимости во многом определило развитие романтизма в США, для которого характерна оптимистическая иллюзия относительно будущего Америки, менее (чем в европейских странах) тесная связь с культурами прошлых эпох. Романтизму в США родственно течение трансцендентализма (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн), подвергшее критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласившее культ природы и «простой» жизни.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812г., формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания.

В русской литературе романтизм дал значительные художественные результаты уже в начале XIX в.

Начиная с 40-х гг. XIX в. романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего XIX в., обретя новые импульсы и силы в конце XIX - начале XX вв. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не столько строем произведения, сколько умонастроением, общими принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, «раздвоенностью» рефлексирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике. В дальнейшем традиции романтизма были усвоены, а иногда полемически переосмыслены символизмом (А. А. Блок, Р. М. Рильке). Известное стихотворение раннего Брюсова «Юному поэту» означает не что иное, как поэтическую программу романтизма: «не живи настоящим. Только грядущее - область поэта». Прямое и опосредованное воздействие идейно-творческих установок романтизма ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и некоторых других авангардистских течениях.

Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов характерны для раннего творчества М. Горького.

Рассказы о босяках - великолепные образцы собственно романтического творчества. Горький изображает босяков как людей свободолюбивых, талантливых, с гордым чувством своей самоценности, личного достоинства. Ярким примером является пекарь Коновалов, герой из одноименного рассказа.

В 20-е годы XX в. это прежде всего творчество А. Грина, который с самого начала вошел в литературу как необычайный писатель традиционного романтического склада (роман «Блистающий мир», повесть «Алые паруса»).

В 30-40-е гг. создает свой удивительно сказочный мир Е. Шварц. Дракон в одноименной пьесе подчинил страну своей тиранской власти, и все привыкли к этому, считают его тиранию вполне нормальным состоянием жизни. Но вот появляется странствующий рыцарь Ланцелот и освобождает народ от дракона. Исчез после этого Ланцелот из города на какое-то время, и в стране появился новый диктатор, по своей собственной воле. Но возвращается Ланцелот - и вновь страна свободна.

Когда пьеса появилась в печати в 1943 г., ее интерпретировали у нас как антифашистское произведение. Но достаточно было непредвзято прочитать ее чтобы увидеть, что пьеса от начала до конца была повернута к собственной нашей действительности - с явным разоблачением сталинской тирании и с романтической надеждой на спасение от нее.

2.5.5. Реализм XIX-XX вв.

В строгом значении реализм - это постромантическая художественная система XIX - XX веков. Реализм непосредственно унаследовал открытую романтизмом самоценность личности, но без ее абсолютизации, поставив личность в качественно иное, чем в романтизме, отношение с окружающими ее жизненными обстоятельствами. Собственно художественная почва для появления в литературе таких оригинальных характеров, как Жюльен Сорель и Растиньяк, Татьяна Ларина и Анна Каренина, Андрей Болконский, Григорий Мелихов, была подготовлена образами Дельфины, Адольфа, Чайльд Гарольда, Аластора, Крейслера, Алеко. Однако в отличие от романтических героев, которые живут в полном отчуждении в абсолютной внутренней независимости от окружающих обстоятельств, герои реалистической литературы прочно закреплены за определенным местом, временем и средой, а их характеры обусловлены индивидуально-неповторимыми взаимоотношениями с другими личностями, с обществом своего времени и своего народа! Они «герои» своего «времени», «отцы» или «дети», «старые» или «новые», «накануне» чего-то, им предстоит что-то «делать».

Существенной особенностью реализма является совершенно особенный по сравнению с предшествовавшим искусством характер возведения индивидуального содержания жизни в общезначимое, реально конечного - в художественно бесконечное.

... Отношения между самоценной личностью, унаследованной от романтизма, и обстоятельствами ее жизни оказались в реализме XIX века очень сложными, в сущности трагическими.

«Социально-критический» и «психологически утверждающий реализм». Можно вполне определенно говорить о двух разновидностях, двух направлениях реализма XIX века. Одно из них делает акцент на результатах социально-исторического развития и осваивает их, то есть сложившееся социальное положение людей и их социальные нравы, негативно, критически, в комическом разоблачении. В другом направлении акцент делается на личной самоценности человека, на художественном выявлении внутреннего духовного богатства личности, ее стремлений, собственных возможностей (в этом случае преобладают романтический, драматический и трагический типы художественного содержания).

Таким образом, в одном направлении настойчиво демонстрируется в критическом, часто сатирическом освещении подавляющая человека сила социальных обстоятельств - то ли в виде изображения уже законченных узкосоциальных типов, то ли через воспроизведение самого процесса обесчеловечивания человека, превращения его в среднего индивида замкнутой в себе общественной среды. Таково в основной своей направленности творчество Бальзака, Флобера, Золя, Теккерея, Гоголя, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, а в живописи - Домье, Милле, Курбе, Федотова, Перова.

... Исследователи русского реализма XIX века чаще всего называют это направление социальным реализмом.

... Но и такое обозначение требует дополнительного терминологического определения, которое бы указывало на прямое критическое воспроизведение социальных условий жизни. Поэтому точнее всего будет назвать это направление социально-критическим. Собственно, именно к этому направлению вполне применим горьковский термин «критический реализм», который долгое время распространялся в советском литературоведении на всю русскую реалистическую литературу XIX века.

На базе социально-критического направления в реализме сложилась натуральная, или гоголевская, школа в русской реалистической литературе 40-х годов. И Белинский, главный теоретик этой школы, разрабатывал свою концепцию реализма («реальной поэзии») прежде всего с ориентацией на это направление.

... Во Франции 50-х годов прошлого века образовалась также на основе социально-критического направления в реалистической литературе так называемая «реалистическая школа» во главе с Шанфлери. В своей литературной программе эта школа, присоединившись к традиции Бальзака, объявила высшей и самой перспективной формой современного литературного творчества нравоописательные реалистические жанры - «роман современных нравов», что приводило ее и в теории, и в художественной практике к смыканию с натуралистической литературой. Еще в большей мере, чем школу Шанфлери, натуралистическая тенденция характеризует школу Золя (об этом см. в рубрике «Натурализм»).

... Другое направление в реализме, сохраняя его критическое отношение к социальному подавлению личности, основное внимание обращает на самоценные человеческие характеры, на духовное богатство личности, ее человеческое достоинство, на стремление личности раскрыть свои «чисто человеческие» возможности, удовлетворить свои родовые человеческие чувства и потребности, установить с окружающим ее обществом свободные, неантогонистические, равноправные отношения. Иначе говоря, в этом направлении на передний план выдвигается утверждающая сторона в художественной системе реализма, выражение положительного отношения к жизни.

В творчестве Тургенева, например, нет прямого авторского отрицания социальных условий жизни дворянства. Писатель всегда находит в этой среде здоровые, положительные силы, духовно богатые личности, устремленные в большой мир, к значительной общественно-полезной деятельности. На судьбе таких героев он и сосредотачивает свое главное внимание. Но судьба их оказывается, как правило, печальной, в сущности трагической, так как их духовные потребности остаются неудовлетворенными, способности не находят достойного применения, высокие стремления не подкрепляются соответствующей практической деятельностью.

Второе направление в реализме XIX века сложилось почти одновременно с первым, социально-критическим, и даже несколько раньше, так как оно непосредственно продолжало романтическое утверждение личной самоценности человека. На Западе к этому направлению безусловно относится творчество Стендаля, Диккенса, Джека Лондона, Т. Манна, Роллана, в живописи - Родена, Менье; в России - творчество Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Чернышевского, Л. Толстого, Крамского, Репина, Сурикова. В этом направлении развивалась в основном и русская реалистическая музыка XIX века, достигнув наивысшего расцвета в творчестве Чайковского.

Особое место в русском реалистическом искусстве занимают Чехов и Левитан. В эпическом, предметно-чувственном слое творчества Чехова преобладают нравоописательные характеры, и акцент делается на ограниченности, серости, монотонности повседневной жизни людей. Но под застывшим однообразием человеческого бытия в его творчестве последнего периода ощущается скрытое от прямого восприятия «подводное» течение, созвучное самым глубинным процессам исторического развития. По отношению к этому течению непосредственно изображенная жизнь кажется какой-то «призрачной», неправомерной, не имеющей будущего. Этим своим многозначительным подтекстом творчество Чехова размывало не только косную повседневность старого мира, но и сложившуюся в XIX веке устойчивость реалистических принципов, обогащая эту систему ощущением - еще, конечно, очень неопределенным ощущением - всемирно-исторических сдвигов и открывая тем самым для реалистического искусства новую перспективу.

...При определении особенностей «утверждающего» направления в реалистической литературе XIX века исследователи указывают обычно или на «психологизм», если наблюдается особый интерес писателя к внутреннему миру героя, или на «лиризм», когда обнаруживают субъективное авторское вмешательство в изображаемый жизненный процесс. Но термин «лиризм» менее всего подходит для характеристики рассматриваемого направления в целом.

Более удачен предложенный У. Р. Фохтом термин «психологический реализм», так как он указывает именно на внутреннюю мотивировку утверждения положительных ценностей, столь характерную для реализма XIX века. Но необходимо учитывать, что благодаря «психологическому анализу» это искусство может раскрывать не только положительные характеры, но и отрицательные.

... Учитывая все это, мы будем называть это направление в реализме психологически утверждающим....Подобно тому как социально-критическое направление на своей «последней границе» переходит из собственно художественной сферы в сферу научно достоверного отражения жизни (натуралистическая тенденция), психологически утверждающее направление способно перейти в область других форм идеологии (нормативная тенденция).

... В реализме XX века отчетливо наметился отказ от иллюзий классических представителей этой художественной системы. Он наметился уже в творчестве Флобера, получил мощное философско-художественное оправдание в последних романах Франса, а к середине XX века стал отличительной чертой значительной части реалистической литературы, а также других видов искусства, особенно кино. Художники искренне сочувствуют светлым надеждам своих героев, восторгаются их отчаянными попытками самоутверждения, радуются каждой их временной или даже мнимой удаче, верят в неиссякаемые жизненные силы человека, но при всем этом герои их находятся в плену какой-то непреодолимой силы социального тяготения, которая наглухо приковывает их к тем условиям, в которых они живут, разрушает все их надежды на лучшую долю, делает их положение практически безвыходным.

В Италии после второй мировой войны сложилась так называемая неореалистическая школа, которая дала высочайшие образцы художественного творчества, особенно в киноискусстве. Неореалисты максимально приблизили искусство к повседневному быту своих современников со всеми их будничными заботами, нуждами, интересами и надеждами. Но подчеркнутая повседневность, часто документальность изображения служит у неореалистов не просто для того, чтобы показать жизнь такой, какова она есть, но и для того, чтобы подчеркнуть, что иной она и быть не может.

... Реализм по своей собственной природе предусматривает художественное воспроизведение жизни с целью правдивого освоения конкретно-исторических связей отдельного индивида с обществом в целом. Поэтому реалистическая литература самым необходимым образом воспроизводит жизнь в ее конкретно-исторических формах.

Но это вовсе не означает, что художественные детали располагаются в тех же самых связях и в том же самом порядке, как располагаются соответствующие им детали реальной действительности. Наоборот, внешние реальные связи и порядок постоянно нарушаются в целях художественного выявления и освоения внутренней закономерности в общественных отношениях данного времени. Этим же оправдывается творческое использование всего арсенала художественных средств и приемов, вплоть до фантастической образности, если она служит правдивому художественному освоению исторически сложившейся сущности общественной жизни. Шагреневая кожа в романе Бальзака включена в такую систему художественных образов, в которой она фантастически конкретизирует обычную для его реалистического творчества обесчеловечивающую силу буржуазного капитала, рабскую зависимость человека от его социального положения, полное подчинение характера человека социальным обстоятельствам его жизни. Точно так же образы градоначальников у Салтыкова-Щедрина - доведенное до невероятного с точки зрения внешней реальности гротескно-сатирического заострения враждебной для общества и обесчеловечивающей ее непосредственных исполнителей социально-политической функции государственно-бюрократического аппарата.

Кроме того, реализм может, не изменяя собственной конкретно-исторической природе, творить свои произведения целиком в универсальных образах прошлых культур в тех случаях, когда сама эта образная культура, подобно всякой другой сфере общественной жизни, становится непосредственным предметом художественного освоения, например в сказках Пушкина, в повестях Гоголя, в «Снегурочке» Островского, в живописи В. М. Васнецова.

Но в реализме появилось и такое обращение к универсальным образным формам, когда конкретно-историческая художественная система подключается к универсальным образам прошлого с целью придать ей значение всеобщности, неизменной общечеловеческой сущности. Совершенно определенно такая тенденция наметилась, например, уже в творчестве Достоевского.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» типологическое для двух направлений реализма XIX века отношение между характерами и обстоятельствами предстает как осознанное: в одном случае подавляющие и разрушающие человека социальные обстоятельства его жизни - карамазовщина, типологическое значение которой осознано в легенде о Великом инквизиторе; в другом случае одинокие носители возвышенных идеалов - «иноки», типологическая роль которых как освободителей человечества осознана в «житии» старца в духе христианского социализма.

От такого осознания типологических особенностей реализма остается один шаг до того, чтобы видеть во враждебной противопоставленности возвышенных характеров и окружающих их обстоятельств универсальный, извечный и неодолимый закон человеческого существования. И этот шаг был сделан на рубеже XIX - XX веков.

Особенно показательны в этом отношении последние романы Анатоля Франса («Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов») с их концепцией круговорота истории и безнадежности всякой попытки качественного обновления мира. В сущности, все последующие реалистические произведения XX века, показывающие практическую несостоятельность человеческих стремлений к лучшей жизни, представляют собой лишь различные формы конкретизации тех колоссальных художественно-философских обобщений, которые сделаны Франсом в этих романах.

* * *

Традиции обоих направлений классической реалистической литературы - «социально-критического» и «психологически-утверждающего» - и их сочетание в виде «неореализма» достаточно определенно прослеживаются в русской литературе XX века, притом не только начала XX века, например, в творчестве Бунина и Куприна, но и после 1917 года вплоть до наших дней. Особое значение продолжение этих традиций имеет в русской литературе на материале послереволюционной действительности и дальнейшей судьбы российского общества. Наиболее значительные ее представители - Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов. А. Солженицын.

Первым крупным произведением «социально-критического» реализма, созданным на материале послереволюционной действительности, явился роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» (1920).

... Непосредственным объектом мощного сатирического изобличения в творчестве Платонова, гениально продолжившего сатирическую традицию Салтыкова-Щедрина, явилась общественно-преобразовательная практика конца 20-х - начала 30-х годов в условиях партийно-государственной системы подавления человека, лишения его всего необходимого для нормального существования и массового уничтожения людей во имя абстракции идеального общественного устройства.

... В творчестве М. Булгакова с одинаковой силой получили свое продолжение и «социально-критическая» и «психологически-утверждающая» разновидности классического русского реализма: первая разновидность наиболее результативно в повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца», вторая - особенно мощно в романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

... В этом же русле сложилось позднее и в основном продолжает развиваться художественное творчество А. Солженицына. Пафос его произведений в утверждении способности людей сохранять свое человеческое достоинство в неблагоприятных для этого обстоятельствах, причем самые неблагоприятные из них - условия тюремной жизни и в лагере заключенных - предстают в его творчестве как крайний вариант условий ограничения и подавления человека, характеризующих жизнь в целом

Это вполне органично подключает творчество А. Солженицына к классической реалистической литературе - и к «социально-критической», и «психологически-утверждающей» ее разновидностям.

Из последних произведений современной литературы, непосредственно продолжающих традицию классической русской реалистической литературы, заслуживает особого внимания роман А. Битова «Пушкинский дом».

Писатель в причудливой форме, с виртуозным применением всевозможных способов повествования изображает, как представители старой, русской аристократии выжили во время Октябрьской революции и гражданской войны и как они приспособились к новым условиям. Это типичное произведение классического реализма с социально-критической направленностью.

«Социально-утверждающий» реализм. Этот термин связан с творчеством таких писателей, как М. Горький, В. Маяковский, А. Веселый, М. Шолохов, А. Твардовский, Л. Арагон, И. Бехер, Б. Бехер. Обычно в советском литературоведении такая литература называлась «социалистическим реализмом». В последние годы (особенно в 1988 - 1989 гг.) этот термин подвергся резкой критике, главным образом потому, что советское литературоведение, особенно в 30 - 50-е годы, называло социалистическим реализмом широко распространявшиеся в то время у нас произведения отнюдь не реалистические, а нормативные, схематичные, парадно-культовые, лакированные, угодные господствовавшему в то время административно-командному партийному и государственному руководству. Это придало негативное значение понятию «социалистический реализм». Поэтому, чтобы отделить позитивное значение этого понятия от негативного, здесь предлагается рабочее терминологическое обозначение литературы, которая действительно явилась в XX веке существенно новой разновидностью реалистической литературы. Суть новизны заключена в соединении субъективных стремлений личности к самоутверждению с реальной объективно-исторической возможностью, самоутверждения личности в интересах общества или, в более узком, но более конкретном смысле, в художественной актуализации и абсолютизации созидательно-творческих возможностей человека.

«Универсальный» реализм. Этим термином обозначается разновидность реалистической литературы, которая утвердилась в русской литературе в последние три десятилетия. Это прежде всего так называемая «деревенская проза» в лице таких талантливых писателей, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин. Кроме ряда других своих особенностей, эта литература выделилась тем, что стала существенно по-новому художественно осваивать связь настоящего с прошлым и будущим. До этого в советской литературе преобладало критическое отношение к прошлому, а положительное в жизни представлялось заключенным в движении от настоящего к будущему. «Деревенская проза» обратила внимание на то, что прошлое - носитель непреходящих человеческих ценностей, художественно актуализировала нравственные ценности трудящегося народа, приобретенные веками его духовно-практического опыта. Уже это придает такому творчеству основательность, емкость, наполняет произведения глубинным сущностным содержанием бытия, причем не только общественного бытия человека, но и его естественного бытия.

... В целом же не только в творчестве писателей «деревенской прозы», но и ряда других современных писателей (у нас и за рубежом) вполне определенно обнаруживается новый тип художественной мотивировки сущности бытия и человеческого характера - не просто социальной и психологической мотивировки, свойственной прежнему реализму, но и родовой человеческой и, так сказать, экологической мотивировки. Эта литература стремится проникнуть через социально-бытовую, общественно-официальную оболочку человека в его родовую человеческую и естественную сущность и художественно реализует возможности самоутверждения человеческой личности как родового и естественного существа, как представителя человеческого рода и его естественной среды - природы, того, что составляет непременное условие существования человеческого рода.

В этом русле к настоящему времени уже создано много значительных художественных произведений. Из последних публикаций это и «Третья правда» Л. Бородина, и «Стоянка человека» Ф. Искандера, и «Семь дней творения» В. Максимова.

Натурализм. Натурализм (natura-природа) как литературное направление сложился в последней трети XIX в. в Европе и США. Натуралисты стремились к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающее социально-исторических факторов.

Натурализм зародился и программно оформился прежде всего во Франции. Огромную роль в его формировании сыграли успехи естественных наук, прежде всего физиологии, противопоставившей эксперимент ненаучным методам познания. Литературными предшественниками натурализма, помимо Шанфлери, были Дюранти, Флобер, братья Гонкур. Э. Золя разработал теорию натурализма (сборники «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др.) и попытался применить ее в своем художественном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг Золя, признанного главы натуралистов, сложилась натуралистическая школа (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. де Гонкур, А. Доде и др.), распавшаяся в конце 80-х гг.

Художественное произведение рассматривалось натуралистами как «человеческий документ»; преимущественный интерес к быту, к физиологическим основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению художественных возможностей натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды в натуралистическое произведение обусловило глубокое художественное воздействие лучших образцов

... Если Золя, веря в науку и социальный прогресс, исследовал механизм взаимодействия среды и человека, чтобы открыть способы воздействия общества, то у других писателей (например, позднего Мопассана и особенно Гюисманса) преобладали мотивы фатализма.

Натуралисты отказывались от морализирования; они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем - отсюда расширение тематики натуралистической литературы, интерес к «простым» явлениям жизни («Жермини Ласерте» бр. Гонкур, «Западня» Золя).

В 60-80 гг. XIX в. натурализм сыграл положительную роль: он осваивал новые темы, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике, ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Борясь с ложным официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, натурализм содействовал прогрессу, общественной мысли и художественного видения.

В Германии крупным писателем-натуралистом был Г. Гауптман. И Золя, и Гауптман создавали типы, то привнося элементы реалистического обобщения, то прибегая к символике. Символом является, например, само название романа «Жерминаль», обозначавшего весенний месяц всходов.

Натурализм по-разному сказывался на последующем развитии литературы. С одной стороны натуралистический опыт смелого обращения неприглядных сторон действительности был творчески освоен реалистами XX в. С другой стороны, в современной западной литературе получили распространение попытки мотивировать поведение человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой.

... В России термин «натурализм» не был употребителен. Однако влияние его ощутимо в творчестве ряда писателей конца XIX в., в частности, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкина.

2.5.6. Модернизм

Модернизм (от франц. moderne - новейший, современный) -термин, который обозначает философско-эстетическое движение в литературе и искусстве XX в, новое по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с реализмом XIX в. Как сложившаяся система модернизм выступает начиная с 20-х гг. Его философскими истоками были идеи Ф. Ницше, А. Берчсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда, К. Г. Юнга, в дальнейшем М. Хайдеггера, которые рационализму буржуазного мышления противопоставили многообразие субъективистских интерпретаций бытия.

Модернизм (включая сюда декаданс, экспрессионизм, экзистенциализм) связан с романтической абсолютизацией личной самоценности человека и представляет собой в конечном виде полный отрыв личности от общества.

Реальной первоосновой этой художественной системы является социальное отчуждение личности, которое приобрело в XX веке крайнюю остроту, особенно в странах с тоталитарными режимами. В этом отношении суть модернизма заключена в художественно-творческой актуализации и предельной абсолютизации социального отчуждения личности. На этой основе литература модернизма дала много подлинно художественных ценностей.

Коренное свойство литературы модернизма (Дж. Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г. Стайн, Т. С. Элиот, Э. Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Калею, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокосмоса действительности. Для модернистов человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу.

Писатели-модернисты ищут особые художественные средства, чтобы передать весь комплекс острых противоречий XX в. Реалистические средства представляются им недостаточно выразительными, устаревшими, прежде всего для воспроизведения душевного состояния человека, его кризисного, даже патологического сознания, его изначально трагического мироощущения.

На Западе модернизм нередко обожествляют с «художественной революцией», приведшей к существенному обогащению системы изобразительных искусств: поток сознания, внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти и сиюминутного переживания, определяющие концепцию повествовательного времени и т.п.

Однако предпосылки подобных форм художественной организации материала обнаруживаются уже в реалистической литературе XIX в. и у писателей-реалистов XX в. (независимо от модернистов). Дело в том, что новые элементы, поэтики были укреплены модернистами, использованы ими как основные формальные приемы. При этом, если реализм подчинял их задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом, создавая объективную картину изображаемого, то модернизм для претворения идеи о бессмысленном круговороте жизненного опыта, о всеобщей разделенности как законе бытия и о бессилии личности противостоять своему трагическому уделу. Именно это создавало почву для сугубо формалистического подхода к проблемам поэтики, понятой прежде всего как способ построения такой художественной реальности, которая обладает минимумом связей с общественной деятельностью или даже противостоит ей как самодостаточный мир.

Как литературное направление модернизм предстает конгломератом течении и школ по своим исходным установкам порой оказывавшихся на авансцене борьбы за новое художественное видение, отвечающее динамичному характеру действительности XX века.

2.5.7. Постмодернизм

В западной культуре последней четверти XX столетия возникло явление для обозначения которого в социально-гуманитарном знании стали применяться термины «постмодерн» и «постмодернизм». Термин «постмодерн» указывает на состояние эпохи после Нового времени (модерна, современности) постмодернизм» означает ситуацию в культуре и тенденции ее развития в «послесовременную» эпоху... Указанные категории в системе культурологического знания... связываются с изменениями... культурного развития западных стран.

Постмодернизм представляет собой не только специфически окрашенное самосознание западной культуры и состояние ментальности, но и особый способ деятельности, активности, жизни. Постмодернизм охватывает довольно широкий и разнообразный мир социокультурных феноменов, возникших на фоне обострения глобальных проблем и нарастающей угрозы всеуничтожения (омницида).

... Концепции американских исследователей социокультурной динамики Д.Беллами, Д.Фокса, Д.Лоджа и др. Беллами акцентирует внимание на определении постмодернизма как альтернативы «высокому» модернизму.

Фокс считает, что постмодернизм предлагает не только видение, но и обдумывание, адресован не просто к глазу, но и к ментальному зрению, стремится к синтезу художественной формы с внехудожественным содержанием. Лодж подчеркивает антиэлитарные тенденции постмодернизма, указывая на возможность их утраты. Американский литературовед И. Хассан, говоря о нигилистической игре и мистической трансценденции постмодернизма, его движении к исчезающей точке, обращает внимание на характер саморазрушения постмодернизма: движение к исчезающей точке, в отличие от модернизма, происходит не для того, чтобы прийти к абсолютному ничто, а для того, чтобы заново создать собственные структуры. Хассан, пытаясь выявить специфику постмодернизма, указывает на такие признаки этого явления, как неопределенность, фрагментарность, деканонизация, ирония, смешение жанров, работа на публику, стилевой синкретизм.

По мнению К. Батлера, постмодернизм в художественной культуре возник после выхода в свет романа Д. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939), а в сегодняшней литературе представлен творчеством Х.-Л. Борхеса и А. Роб-Грийе.... Ф. Джеймисон видит проявления постмодернизма в поэзии Д. Эшбери,... прозе французских «новых романистов»...

Постмодернистские (трансавангардистские) тенденции в изобразительном искусстве со свойственной им свободой художественного языка и действий проявили себя в Италии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, других европейских странах и США. Что касается России, то развитие ее художественной культуры в XX в. не представляло собой непрерывного процесса... Последовательное и по преимуществу непрерывное развитие авангардистских принципов творчества на Западе привело в 70-е г.г. к неоавангардизму, ставшему символом смерти искусства. В России подобная самоликвидация модернизма не состоялась. Тоталитарный режим, установившийся на долгие десятилетия, запретил модернистско-авангардистское искусство и, тем самым, прервал его естественное движение к «исчезающей точке» уже в начале 30-х годов. Однако «социалистический реализм» как официальное искусство тоталитарной эпохи, по справедливому замечанию Б. Гройса, недалеко отстоял от художественного авангарда, ему были присущи многие качества последнего: утопизм, футуристическая направленность, строгость стиля и правил художественной активности и т.д.

Таким образом, постмодернизм - общекультурный феномен, окончательно сформировавшийся в 70-80-е гг. и существующий одновременно с остатками неоавангардизма. Наиболее яркое выражение постмодернизм получил в искусстве. Для него характерны следующие черты: ориентация на «массу» и элиту одновременно; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм, программный ретроспективизм, сближающий постмодернизм с ностальгическо-ретроспективными элементами неоконсервативной идеологии; стабилизационная направленность; обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, аллюзии; расширенное понимание искусства вплоть до его отождествления с внехудожественными сферами деятельности, например политикой. В науке не выработано единого определения постмодернизма. Тем не менее постмодернизм прочно занял место в культурной жизни современного мира и имеет сильное интеллектуальное и художественное воздействие на духовный мир современного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: