Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ГИГИЕНА ВОЗДУХА
Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха»
для студентов, обучающихся по специальности
«Лечебное дело» – 06.01.01 (65)
Уфа 2011
УДК 613.95:371.711
Гигиена воздуха: Руководство к практическим занятиям для студентов лечебного факультета /Авторы: Т.Р. Зyлькaрнаев, Е.Н. Мурысева, О.В. Тюрина, Х.З. Шубина. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – 35 с.
Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. – М., 2000.
В руководстве представлены три темы: «Гигиеническая оценка физических свойств воздуха», «Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Оценка естественного и искусственного освещения помещений» и «Гигиеническая оценка химического состава воздуха».
Все темы составлены по единой схеме: обоснование актуальности и целей занятия, задания для самоподготовки - теоретические вопросы для подготовки к занятию, перечень рекомендуемой литературы, методики практических работ, примеры тестового контроля и ситуационных задач, эталоны ответов к ним, технологическая карта занятия.
|
|
Данное руководство поможет студентам в овладении теоретическим материалом и практическими навыками при подготовке к практическим занятиям, при выполнении самостоятельных работ на объектах, а также будет способствовать более успешной подготовке к экзаменам.
Печатается по рекомендации Координационного научно–методического совета по оптимизации учебного процесса ГБОУ ВПО БГМУ
Рецензенты:
Д.м.н., ученый секретарь отделения
медико-биологических наук академии наук РБ Н.Н. Егорова
К.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения М.Ю. Павлова
© ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
1. Введение | |
2. Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение | |
3. Гигиеническое значение химического состава атмосферного воздуха и воздуха помещений | |
4. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение |
ВВЕДЕНИЕ
Существование воздушной среды является обязательным условием поддержания жизни на Земном шаре. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных и растений, она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты их обмена веществ. Через воздушную среду совершаются процессы теплообмена организма с внешней средой.
|
|
Воздушная среда позволяет человеку ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать органами чувств различные сигналы, чтобы судить о состоянии окружающей среды.
Воздушная среда оказывает существенное влияние на многие энергетические, геологические и гидрологические процессы, происходящие на поверхности Земли. Она служит одним из главных факторов климатообразования, профилактическим и лечебным фактором (закаливание, климатотерапия).
Воздух является источником некоторых видов сырья, запасы которого практически неисчерпаемы; из него добывают азот, кислород, аргон и гелий.
С гигиенической точки зрения воздушная среда неоднородна. Различают атмосферный воздух, воздух жилых и общественных зданий, воздух промышленных предприятий. Настоящее пособие посвящено изучению атмосферного воздуха и воздуха различных помещений. Воздух промышленных предприятий рассматривается в теме «Гигиена труда».
При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать: физические свойства воздуха – барометрическое давление, температуру, влажность, скорость движения, солнечную радиацию, электрическое состояние, радиоактивность; химический состав – содержание естественных составных частей и химических примесей; механические примеси – содержание пыли и дыма; микроорганизмы – число бактерий, их патогенность.
В процессе развития человеческого организма между ним и воздушной средой создалось тесное взаимодействие, нарушение которого может неблагоприятно влиять на организм. Значительные изменения физических и химических свойств воздуха могут привести к нарушению здоровья и снижению качества жизни.
Перед гигиеной стоят следующие задачи: 1. изучение природных и антропогенных факторов воздушной среды, оказывающих влияние на здоровье человека; 2. изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека; 3. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов и по максимальному использованию факторов, положительно влияющих на организм человека. Реализация данных задач позволяет предупредить возникновение предпатологических и патологических состояний и, в конечном итоге, сохранить здоровье человека, что является основным направлением деятельности врача лечебного профиля.
Тема 6. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА И ИХ
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Актуальность темы. Воздух является одним из важнейших объектов окружающей человека среды. Без воздуха немыслимо сколько-нибудь продолжительное сохранение жизненных функций организма. Состояние атмосферы постоянно влияет на человека. В первую очередь он испытывает воздействие физических факторов: атмосферного давления, температуры, влажности, движения воздушных масс. Резкие изменения физических свойств воздуха могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека, его работоспособность вследствие перенапряжения аппарата терморегуляции и нарушения теплового баланса.
Гигиеническая оценка физических факторов воздуха позволяет дать их характеристику, сделать вывод об их влиянии на здоровье человека и в соответствии с этим правильно организовать профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия.
Общая цель. Усвоить значение физических свойств (атмосферное давление, температура, влажность, движение воздушных масс) атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, их влияние на организм человека, а также профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия. Овладеть методами определения физических свойств воздуха и уметь дать полученным результатам гигиеническую оценку.
|
|
Конкретные цели. Уметь:
1. Определять и оценивать барометрическое давление, температуру, влажность и скорость движения атмосферного воздуха и воздуха помещений различного назначения.
2. Давать рекомендации по устранению или снижению возможного неблагоприятного действия метеорологических факторов на здоровье человека и по оптимизации микроклиматических условий в помещениях.
3. Определять и оценивать кратность воздухообмена в жилых и учебных помещениях.
Для реализации целей обучения необходимы базисные знания:
1. Термодинамика биологических систем. Теплообмен, виды.
2. Терморегуляция, теплопродукция, теплоотдача.
Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках:
1. «Гигиена» /Под общей редакцией Г.И. Румянцева. – М., 2000, 2001. – С. 76-92, 197-220, 289-291, 305-306, 345-350, 353-354.
2. «Гигиена и экология человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 12-14.
3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека». Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М., 2006. – С. 8-19.
4. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 8-16.
5. «Словарь гигиенических терминов и понятий». Е.Н. Мурысева,
Т.Р. Зулькарнаев, Г.Г. Максимов. Уфа, 2000.
6. «Нормативный и справочный материал по гигиене». Е.Н. Мурысева,
Т.Р. Зулькарнаев, Е.А. Поварго– Уфа, 2003.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
1. Атмосферный воздух, значение.
2. Гигиеническая характеристика атмосферного воздуха.
3. Гигиеническое значение атмосферного давления.
4. Метеотропные и сезонные заболевания, их профилактика.
5. Заболевания, связанные с воздействием повышенного и пониженного атмосферного давления, их профилактика.
6. Влияние на организм человека высоких и низких температур. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений. Оптимальные температуры для различных помещений.
7. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Нормы для помещений.
|
|
8. Гигиеническое значение движения воздуха. Нормы для помещений.
9. Роза ветров, значение, построение.
10. Комплексное воздействие температуры, влажности и движения воздуха на организм человека. Пути теплоотдачи при различных значениях указанных факторов.
11. Устройство и принцип работы приборов для измерения барометрического давления.
12. Устройство и принцип работы приборов для измерения температуры воздуха.
13. Определение температурного режима помещений.
14. Устройство и принцип работы приборов для измерения влажности воздуха.
15. Устройство и принцип работы приборов для измерения скорости движения воздуха.
16. Кататермометрия. Определение охлаждающих свойств и малых скоростей движения воздуха.
17. Кратность воздухообмена, значение, определение.