Актуальность темы. Солнечная радиация - источник света и тепла, ей обязана своим существованием вся органическая жизнь на Земле. Она оказывает большое влияние на здоровье человека, является мощным лечебным и профилактическим фактором. Солнечная радиация представляет поток электромагнитных излучений, характеризующийся различной длиной волны. Биологическая роль солнечной радиации слагается из совокупного воздействия всех областей оптического излучения – инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой. У поверхности земли инфракрасная часть солнечного спектра представлена потоком волн в диапазоне 760-3000 нм, видимая –
400-760 нм, ультрафиолетовая – 290-400 нм. При нерациональном и неумелом использовании солнечная радиация может оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека. В связи с этим будущий врач обязан знать как положительное, так и отрицательное действие составных частей солнечного спектра, а также меры профилактики их неблагоприятных эффектов.
Общая цель. Усвоить значение составных частей солнечного спектра, их влияние на здоровье человека и мероприятия по предупреждению их отрицательного воздействия. Овладеть методиками измерения и гигиенической оценки энергетической освещенности, естественного и искусственного освещения помещений различного функционального назначения.
|
|
Конкретные цели. Уметь:
1. Определять и оценивать гигиенические показатели естественного освещения помещений (световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности, угол падения, угол отверстия) и давать рекомендации по ее улучшению.
2. Определять интенсивность и оценивать искусственное освещение помещений, давать рекомендации по его рационализации.
3. Измерять энергетическую освещенность.
4. Определять биодозу.
Для реализации цели обучения необходимы базисные знания:
1. Оптическая система глаза. Основные ее недостатки: близорукость, дальнозоркость.
2. Тепловое излучение тел.
3. Селеновый фотоэлемент, использование его в качестве воспринимающей части люксметра.
Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках:
1. Гигиена» /Под общей редакцией Г.И. Румянцева. – М., 2000, 2001. – С. 105-110, 306-307, 350-353.
2. «Гигиена и экология человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 19-24.
3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека». Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М., 2006. – С. 19-31, 63-77.
4. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 17-27, 56-68.
5. «Словарь гигиенических терминов и понятий». Е.Н. Мурысева,
Т.Р. Зулькарнаев, Г.Г. Максимов. Уфа, 2000. – 72 с.
|
|
6. «Нормативный и справочный материал по гигиене». Е.Н. Мурысева,
Т.Р. Зулькарнаев, Е.А. Поварго– Уфа, 2003.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение практической части занятия:
1. Гигиеническое значение солнечной радиации. Состав солнечного спектра.
2. Инфракрасное излучение, действие на организм, меры профилактики возможных отрицательных последствий.
3. Видимая часть солнечного спектра и её значение, меры профилактики отрицательного действия.
4. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра, общее и специфическое действие, возможные отрицательные последствия и их профилактика.
5. Факторы, влияющие на качество естественного освещения помещений.
6. Показатели, характеризующие естественное освещение помещений, нормативы.
7. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений, нормативы.
8. Измерение энергетической освещенности, приборы, принцип устройства и работы.
9. Определение и гигиеническая оценка показателей естественного освещения.
10. Определение интенсивности и гигиеническая оценка искусственного освещения.
11. Определение биодозы.