double arrow

Сюжет и композиция литературного произведения


Композиция— состав и последовательность расположе­ния частей, эпизодов и элементов литературного произве­дения, а также взаимосвязи между отдельными художест­венными образами.

Художественный конфликт— это воплощённое проти­вопоставление, столкновение, противоборство, противоре­чие, важное для организации художественного мира произ­ведения и раскрытия содержания.

Завязка— момент (эпизод), когда возникает конфликт. (Завязкой комедии «Горе от ума», например, является при­езд Чацкого для встречи с Софьей.)

Развитие действия— постепенное оформление и нарас­тание противоречия, противоборства, препятствий на пути героев. (В комедии «Горе от ума» это попытки Чацкого вер­нуть себе расположение Софьи.)

Кульминация— момент, когда конфликт требует своего разрешения, не может развиваться дальше. (В «Горе от ума» это момент, когда Чацкий узнаёт, что Софья распус­тила слух о его сумасшествии.)

Развязка— разрешение основного конфликта. (Развяз­ка комедии «Горе от ума» — это отъезд Чацкого.)

Экспозициядополнительная часть повествования, предваряющая завязку: она знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, непосредственно подготавливает возникновение основного конфликта, а также представляет главных героев.

Постпозиция— эпизоды основной части повествова­ния, следующие за развязкой. (Это тоже не обязательный элемент). В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина постпо­зицией оказываются последние замечания, написанные якобы от лица издателя записок П. А. Гринёва.

Прологдополнительный элемент композиции, отде­лённый от основного сюжета и предшествующий завязке (или экспозиции) для сообщения каких-либо дополни­тельных сведений.

Эпилогдополнительный элемент построения литера­турного произведения: краткий рассказ о том, что произошло с персонажами после завершения сюжетного дейст­вия, или открытое выражение авторской позиции. Например в эпилоге романа И. С. Тургенева «Рудин» на нескольких страницах описывается вся жизнь главного героя, протек­шая после событий, показанных в романе.

Ретроспекция— возвращение к прошлому, описанию уже произошедших событий, с помощью воспоминаний, рассказа об этих событиях, обнаружения документов, запи­сей и т. п. Пример: в романе А. С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме Тороекурова Де-форжа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо пригла­шённого учителя в усадьбе оказался Дубровский.

Фабула— расположение основных эпизодов, основных событий повествования в их хронологической последова­тельности.

Сюжет— художественно мотивированное расположе­ние основных эпизодов в конкретном литературном произ­ведении. Иначе говоря, сюжет— это композиционно оформленная фабула.


Сейчас читают про: