В литературоведении ХІХ - ХХ веков

Краткие определение научных методов, школ, направлений

Описательный метод – последовательно описывает выбранный материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках. Структурно-описательный метод – описание с учетом структуры объекта. Описательно-функциональный – описание с учетом функций объекта.

Биографический метод – устанавливает взаимосвязи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Впервые применен французом Ш. Сент-Бёвом в первой пол. XIX в. Широко используется в литературоведении, психологии и социологии.

Историко-литературный, или Культурно-исторический метод – в рамках данного метода литература трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий. Явления искусства объясняются через крупные исторические факты. Впервые был реализован Ипполитом Тэном во второй трети XIX в. как концепция влияния на искусство «расы, среды и момента».

Сравнительно-исторический метод (компаративизм) – выявление общих элементов в различных национальных литературах на протяжении длительного промежутка времени. Поиск универсальных мотивов во всех анализируемых литературах и анализ их исторических модификаций. Толчок развитию метода дан И. Г. Гердером и И.-В. Гете. В России существенный вклад внесен А. Н. Веселовским.

Сравнительно-сопоставительный метод – выявление природы разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам.

Историко-типологический метод – выявляется общность явлений, которые типологически сходны, но не родственны, и их сходство возникло в результате совпадения условий развития.

Историко-генетический метод – общность сопоставляемых явлений объясняется общностью происхождения.

Мифологический/мифо-поэтический метод – исходит из того, что все литературные произведения либо представляют собой мифы в чистом виде, либо в этих произведениях присутствует большое количество элементов мифа. Работы Дж. Фрэзера и К. Г. Юнга (учение об архетипах).

Социологический метод/социологизм – определяющими для искусства являются социальные аспекты биографии писателя/бытия литературы.

Вульгарный социологизм – предельное упрощение причинно-следственных связей между социальными и литературными явлениями.

Психологический метод – рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя. В России начало развития метода связано с работами А. Потебни и Д. Овсянико-Куликовского.

Психоаналитический метод – рассмотрение литературных произведений в свете концепции Зигмунда Фрейда, как отражения бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, сформировавшихся у автора в результате детских травм.

Формальный метод – нацелен на рассмотрение исключительно формальной стороны произведения, игнорируя содержательную. Литература воспринимается как сумма художественных приемов. В России формальный метод сложился в 1920-е гг. благодаря В. Шкловскому, В. Жирмунскому и Б. Томашевскому.

Структурализм/метод структурализма (семиотическая школа) – подход, который рассматривает взаимодействие «структур» (различных уровней и элементов текста, а также «внешних» по отношению к тексту элементов). Произведение рассматривается в аспекте структурности, знаковости (семиотика), коммуникативности и цельности. Метод представлен в работах Ю.М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, Б. А. Успенского.

Антропологическая школа – школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский). Школа объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Школа доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих.

"Реальная" ("натуралистическая" или "научная") эстетика – поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века. Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации.

Марксистская эстетика и теории социалистического реализма - основной мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1920-х годов. Внедрялся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма. Идейное содержание метода было заложено марксизмом-ленинизмом. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). Принципы:

· художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

· согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Дегуманистическая школа (Ортега-и-Гассет) -Школа культурологи ХХ века, построенная на четком разделении массовой и элитарной культур, «серой толпы» и «одаренного меньшинства». В главном программном труде «Дегуманизация искусства» и в своей книге «Восстание масс» Ортега-и-гассет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества». Это система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию как неизбежный результат развязывания демократической активности масс. Он предлагает выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).

Постструктурализм — философское направление и методология культурногои литературоведческого анализа. Был распространён в 1970-е и 1980-е годы. Разочарование в науке и социальном прогрессе. Представители: Э. Морена, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Р. Барта. Направление «постструктурализм» связано с течением структурализма, из которого постструктурализм вырос и который он преодолевал. Постструктурализм – борьба с догматичностью структурализма, Признается существование структур, но они децентрализованы, и «главное в структуре — то, что выводит за её пределы». Постструктурализм послужил философской основой постмодернизма.

Мультикультурализм -после распада колониальной системы открылись многие неизвестные национальные культуры. Это изучение культуры и литературы с точки зрения множественности культур и их уникальности. Это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики. Мульти­куль­ту­ра­лизм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры.

Англо-американская «новая критика» - разновидность формального метода в литературоведении. Зародилась в Великобритании в 20-х годах XX в. как реакция на психологизм и викторианское литературоведение (позитивизм, культурно-исторический метод, импрессионистическую критику. Восходит к литературоведческим штудиям русских формалистов (Роман Якобсон, Юрий Тынянов, Виктор Шкловский и др.).
Расцвет в США приходится на 1940-е годы. Основные положения «новой критики»:

- внимание к универсальным аспектам литературного произведения
- использование при анализе литературно-художественного произведения техники «тщательного чтения» (вариант: «пристального чтения» – close reading);

- сосредоточение исследователя на вопросах внутритекстовой семантики; произведение воспринимается как абсолютно автономное, вне историко-литературного и социального контекста;

- исследователь должен обнаружить имманентный (т.е. внутренне присущий данному произведению) смысл;

- собственно эстетический смысл произведения, который не поддаётся перефразированию, обеспечивается столкновением двух типов художественного означаемого – экстенсивным (денотативное значение) и интенсивным (коннотативное измерение художественного языка).

Фрейдизм -Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей. Новая структура психики человека: эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Жизнь и творчество человека базируется на «треугольнике» - страх – секс - голод. Искусство воспринимается как сублимация подавленных сексуальных инстинктов.

Неофрейдизм — направление в психологии, ставшее основой и для одного из направлений в культурологи и литературоведении. Появилось в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории. Ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Неофрейдизм: ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия., они оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида и в отношениях личности и общества.

Основные представители: Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Понятие «архетипов» как извечных, изначальных образов на основе первобытного коллективного бессознательного лежит в основе анализа литературных текстов

Прагматизм -философское и культурологическое течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Внимание к прагматизму - выросло во второй половине XX века. Высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем - концептуальная относительность. Основной принцип прагматизма –«Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»[6].

Деконструктивизм - англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM. Литературно-критическая «практика» постструктурализма - деконструктивизм является литературоведческой разработкой общей теории постструктурализма, но выступает как теория литературы. Термин «деконструктивизм» часто применяется как синоним постструктурализма. В США деконструктивизм - наиболее влиятельное направление современной литературной критики. Сборник статей «Деконструкция и критика» Название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста: «деконструкции».

Это метод анализа литературы, при котором: выявляется внутренняя противоречивость текста, скрытые и незамечаемые не только неискушенным, «наивным читателем», но самим автором «остаточные смыслы», которые являются наследием дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и они столь же бессознательно используются и в современных автору языковых клише. Отрицается возможность единственно правильной интерпретации литературного текста, работает тезис о неизбежной ошибочности любого прочтения. Постулат об общности задач литературы и критики: разоблачение претензий языка на истинность и достоверность, «иллюзорный» характер любого высказывания. Понимание существования художественного произведения как «жизни текста

Феминизм в литературоведении – анализ литературных текстов с точки зрения ценностей феминизма. Главный тезис об «интуитивной», «женской» природе письма (т.е. литературы), не подчиняющегося законам мужской логики. Это критика стереотипов «мужского менталитета», господствовавшего и продолжающего господствовать в литературе, это утверждение особой, привилегированной роли женщины в оформлении структуры сознания человека. Феминизм призывает литературную критику постоянно разоблачать претензии мужской психологии на преобладающее положение по сравнению с женской. Критика всей традиционной культуры как сугубо мужской и, следовательно, ложной.

Феноменология -направление в философии и культурологи XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт, это обращение к первичному опыту. Основатель - Эдмунд Гуссерль. Девиз: «Назад, к вещам!» Главное понятие - интенциональность, то есть направленность на «всеобъемлющее единство сущего». Методы: непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. Внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором нам даётся мир и произведения искусства и литературы.

Экзистенциализм в литературоведении – это анализ художественных текстов с точки зрения философии и ценностей экзистенциализма. Экзистенциализм или философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Единственным философом и писателем, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, и он рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Герменевтика -искусство толкования. теория интерпретации и понимания текстов. Герменевтика изначально изучала только библейские тексты, затем — стала учением о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу: с 1-ой стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру, с 2-ой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

Рецептивная естетика - направление в литературоведении, исходящее из идеи, что произведение "возникает" и "реализуется" только в процессе "встречи", контакта литературного текста с читателем. Читатель благодаря "обратной связи", в свою очередь, воздействует на произведение, определяя тем самым конкретно-исторический характер его восприятия и бытования. Если нет рецепции – восприятия,, то нет и произведения.

Основные идеи: тезис Венских романтиков о "живом, идущем навстречу писателю, активно участвующем в творчестве читателе". Рецептивная эстетика учитывает социально-исторические условия существования искусства; объединяет структуралистский и герменевтический подходы. Главный предмет изучения: рецепция, т.е. восприятие литературного произведения читателем или слушателем. Выявляет особый интерес к явлениям массовой культуры.

Социологическая школа -истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так: «Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со стороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества, которое он принужден почитать как божество». Представители: ей социологической школы был Томас Стернз Элиот, Альфред Вебер, русско-американский социолог и историк культуры Питирим Сорокин

Исходя из двойственной психобиологической природы человека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».

П.А. Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых нашего века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: