Сборник практических заданий (вводных). Введение

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Г. З. Адигамова, С. М. Куценко

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЧАСТЬ 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ (КРАЖИ ИЗ КВАРТИРЫ) И ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

Сборник практических заданий (вводных)

Cпециальность 030501.65 «Юриспруденция»

Уфа 2010


УДК343.13

ББК67.410.218.+67.523

А30

Рецензенты: кандидат юридических наук А. Н. Халиков

(Следственная Часть Следственного Комитета

Прокуратуры РФ по Республике Башкортостан);

З. Р. Акбашева (Главное Следственное Управление при

МВД по Республике Башкортостан)

Адигамова Г. З.

А30 Сборник практических заданий (вводных) по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Часть 1. Организация расследования конкретного преступления (кражи из квартиры) и производство по уголовному делу, по специальности 030501.65 юриспруденция, для курсантов. – Уфа: УЮИ МВД Рос сии, 2010. – 37 с.

В сборнике практических заданий (вводных), в соответствии с тематическим планом по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД» для проведения практических занятий, представлен комплекс конкретных следственных ситуаций, требующих принятия правового решения и процессуального оформления.

Предназначен для использования в учебном процессе курсантами, преподавателями юридических вузов, а также для практических работников органов предварительного следствия и дознания.

УДК 343.13

ББК 67.410.218.+67.523

Ó Адигамова Г. З., 2010

Ó Куценко С. М., 2010

Ó УЮИ МВД России, 2010


Введение

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров органов внутренних дел по специальности 030501.65 Юриспруденция и предназначена для профессионального становления будущего специалиста – следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности самостоятельно выполнять свои функциональные обязанности.

К числу обязательных требований, предъявляемых к курсантам при изучении дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», относятся: знание содержания рекомендованной литературы по теме, умение грамотно формулировать план ответа, полно, четко и логично излагать содержание основных вопросов, использовать при этом материалы передового опыта деятельности органов предварительного следствия, результаты научных исследований, увязывать теоретические вопросы с практическими проблемами, творчески подходить к поиску путей решения проблемных ситуаций.

Практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий. Цель практического занятия по данной дисциплине заключается в обучении курсантов:

– методам научно-практических исследований;

– сравнительно-правовому анализу положений нормативных актов;

– навыкам самостоятельного анализа, систематизации проблемной ситуации и обоснования принимаемого решения;

– основам формирования «менталитета следователя»;

– грамотного составления процессуальных документов;

– возможностям использования ресурсов информационных и электронных систем.

Актуальным направлением обучения по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является «обучение навыкам через деятельность», т. е. привитие курсантам навыков быстрого и эффективного разрешения создавшихся следственных ситуаций, как правило, возникающих перед следователем в процессе расследования. Комплексное применение активных методов обучения, таких как деловые игры, учения, рассмотрение конкретных ситуаций во время проведения практических занятий по данной дисциплине, позволяет достичь основной цели учебного процесса – это обучение навыкам нахождения оптимального процессуального решения и его оформления в определенной следственной ситуации.

В ходе практических занятий, проходящих в рамках единой («сквозной») типовой ситуации расследования преступления «Кража из квартиры», курсанты, получая новые конкретные ситуации – вводные и разделенные на 4 – 5 игровых коллектива (имитация следственно-оперативной группы), находятся в обстановке необходимости принятия быстрого процессуального решения и его оформления в соответствии с требованиями закона.

Преимущества этого метода заключаются в том, что в разрешении практический ситуации задействован весь игровой коллектив, при обсуждении с членами игрового коллектива облегчается восприятие сложных обстоятельств рассматриваемой ситуации, развивается индивидуальность мышления тех, кто не обладает навыками быстрого анализа ситуации.

В рассматриваемой методике помимо элементов рассмотрения конкретной следственной ситуации, деловой игры применяются основы тренинга. Наибольшее распространение тренинги получили в сфере обучения основам психологии. По содержанию тренинги представляют собой выполнение обучающимся ролевых функций в зависимости от предложенной психологической ситуации. Цель тренинга – научить поиску самостоятельного разрешения проблемы с учетом личных, социальных, общественных интересов.

Во время проведения практических занятий по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД» от курсантов, в зависимости от конкретной вводной, помимо необходимости применения разноотраслевых теоретических знаний в конкретной следственной ситуации, в значительной степени требуются знания и психологические способности выполнения ролевых функций – следователя, дежурного по ОВД, участника уголовного судопроизводства. Осуществлять процессуальные, криминалистические действия, принимать решения обучающиеся должны с учетом цели предварительного следствия, назначения уголовного судопроизводства, роли и значения органов предварительного расследования в системе государственной власти, общей концепции развития правового государства.

Например, на практических занятиях по отдельным темам в качестве одного из заданий по вводной предусматривается составление процессуальных документов. При их составлении, в частности, при допросе свидетеля, курсант поставлен в условия необходимости одновременного выполнения двух ролевых функций: следователя и потерпевшего (свидетеля). Работа курсанта оценивается с точки зрения правильности проведенного следственного действия, его процессуально грамотного оформления, а также оценивается реализация роли свидетеля, объем его показаний с учетом имеющейся информации по ранее выполненным вводным.

Критерии оценки знаний обучаемых.

– оценка «отлично» выставляется, если курсант в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание изучаемых вопросов, увязывая его с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументированно излагать материал, не допуская ошибок.

– оценка «хорошо» выставляется, если курсант знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание изучаемых вопросов, в целом правильно выполнил практическое задание, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.

– оценка «удовлетворительно» выставляется, если курсант усвоил только основные положения программного материала, содержание изучаемых вопросов изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не выполнил практические задания, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

В соответствии с рабочим учебным планом для проведения практических занятий по данной дисциплине отводится – 100 часов, для самостоятельной работы – 130 часов.





double arrow
Сейчас читают про: