Темы докладов и письменных работ (для самостоятельной подготовки). 1. Композиция новеллистического сюжета в «Выстреле» А

1. Композиция новеллистического сюжета в «Выстреле» А. С. Пушкина.

2. Композиция новеллистического сюжета в «Метели» А. С. Пушкина.

3. Функции сюжета в «Черном монахе» А. П. Чехова.

4. Сюжет и фабула в «Евгении Онегине».

5. «Легкое дыхание» И. Бунина: сюжет и фабула рассказа в истолковании Л. С. Выготского.

Литература

1. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2., М., 1964.

2. Левитан Л. С., Цилевич Д. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970., с. 255-279, 280-288.

4. Литературный энциклопедический словарь: Сюжет, Ситуация, Коллизия, Мотив.

5.Шкловский В. Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете // Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.

7. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» // Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1968.

Тема 6 Особенности эпических произведений – 2 часа

1. Эпос как повествовательный род по преимуществу.

- Способы повествования: «всеведущий автор», «личный повествователь»; рассказчик и повествователь. Возможность Смена субъектов повествования, полисубъективные композиции. Образ автора в повествовательных произведениях. В. В. Виноградов и М. Бахтин об «образе автора».

- Проблема «точки зрения текста».

- Несовпадение времени сюжета и времени повествования. Ритм повествования, его воздействие на читателя.

- Соотношение повествовательных и драматических эпизодов.

- Описания и рассуждения в потоке повествования (ретардации повествования).

- Авторские отступления в эпических произведениях.

2. Повествователь как организатор общей композиции произведения, складывающейся их частных композиций: образа героя, сюжета, пейзажа, диалогов, описаний, рассуждений и пр. Принцип «монтажа» в композиции, его разнообразные эффекты.

3. Специфика сказового повествования. Б. Эйхенбаум о сказе.

Темы докладов и письменных работ (для самостоятельной подготовки)

1. Субъекты повествования в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

2. Полисубъектная структура повествования (на материале «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова».

3. Проблема образа автора в «повестях Белкина» А. С. Пушкина.

4. «Шинель» Н. В. Гоголя как сказовое повествование.

5. Проблема точки зрения текста в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.

Литература

1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов Киев, 1994 (Гл. 1).

2. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971.

3. Манн Ю. В. Автор и повествование // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1991 № 1.

4. Он же. Об эволюции повествовательных форм (2-я половина 19 века) // Известия РАН. Отделение литературы и языка. 1992 № 2.

5. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Он же. Семиотика искусства. М., 1995.

6. Эйхенбаум Б. М. «Как сделана «Шинель»» // Он же. О прозе. Л., 1969.

Тема 7 Особенности драматического произведения - 2 часа

1. Высказывание персонажа как основное средство раскрытия характера в драме.

- Условность драматического высказывания.

- Театральность поведения персонажей.

- Основной (персонажный) и побочный (авторский) текст в драме. Границы между ними.

- Функции побочного текста: автоинтерпретация; введение внесловесного материала.

2. Внешняя композиция пьесы. Членение на акты, сцены, явления.

- Совпадение времени речевого общения и сценического (настоящее время в драме).

3. Соотношение диалогов и монологов, основных и побочных текстов в аспекте исторической поэтики.

4. Литературоведческие и театроведческие подходы к пьесе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: