1. Композиция новеллистического сюжета в «Выстреле» А. С. Пушкина.
2. Композиция новеллистического сюжета в «Метели» А. С. Пушкина.
3. Функции сюжета в «Черном монахе» А. П. Чехова.
4. Сюжет и фабула в «Евгении Онегине».
5. «Легкое дыхание» И. Бунина: сюжет и фабула рассказа в истолковании Л. С. Выготского.
Литература
1. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2., М., 1964.
2. Левитан Л. С., Цилевич Д. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970., с. 255-279, 280-288.
4. Литературный энциклопедический словарь: Сюжет, Ситуация, Коллизия, Мотив.
5.Шкловский В. Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете // Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.
7. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» // Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1968.
Тема 6 Особенности эпических произведений – 2 часа
1. Эпос как повествовательный род по преимуществу.
- Способы повествования: «всеведущий автор», «личный повествователь»; рассказчик и повествователь. Возможность Смена субъектов повествования, полисубъективные композиции. Образ автора в повествовательных произведениях. В. В. Виноградов и М. Бахтин об «образе автора».
|
|
- Проблема «точки зрения текста».
- Несовпадение времени сюжета и времени повествования. Ритм повествования, его воздействие на читателя.
- Соотношение повествовательных и драматических эпизодов.
- Описания и рассуждения в потоке повествования (ретардации повествования).
- Авторские отступления в эпических произведениях.
2. Повествователь как организатор общей композиции произведения, складывающейся их частных композиций: образа героя, сюжета, пейзажа, диалогов, описаний, рассуждений и пр. Принцип «монтажа» в композиции, его разнообразные эффекты.
3. Специфика сказового повествования. Б. Эйхенбаум о сказе.
Темы докладов и письменных работ (для самостоятельной подготовки)
1. Субъекты повествования в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
2. Полисубъектная структура повествования (на материале «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова».
3. Проблема образа автора в «повестях Белкина» А. С. Пушкина.
4. «Шинель» Н. В. Гоголя как сказовое повествование.
5. Проблема точки зрения текста в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.
Литература
1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов Киев, 1994 (Гл. 1).
2. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971.
3. Манн Ю. В. Автор и повествование // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. 1991 № 1.
|
|
4. Он же. Об эволюции повествовательных форм (2-я половина 19 века) // Известия РАН. Отделение литературы и языка. 1992 № 2.
5. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Он же. Семиотика искусства. М., 1995.
6. Эйхенбаум Б. М. «Как сделана «Шинель»» // Он же. О прозе. Л., 1969.
Тема 7 Особенности драматического произведения - 2 часа
1. Высказывание персонажа как основное средство раскрытия характера в драме.
- Условность драматического высказывания.
- Театральность поведения персонажей.
- Основной (персонажный) и побочный (авторский) текст в драме. Границы между ними.
- Функции побочного текста: автоинтерпретация; введение внесловесного материала.
2. Внешняя композиция пьесы. Членение на акты, сцены, явления.
- Совпадение времени речевого общения и сценического (настоящее время в драме).
3. Соотношение диалогов и монологов, основных и побочных текстов в аспекте исторической поэтики.
4. Литературоведческие и театроведческие подходы к пьесе.