Принципы фонетического письма
Метод проведения лабораторной работы: совместная работа и самостоятельная работа.
Форма контроля: проверочная работа.
План:
1. Понятие транскрипции.
2. Основные символы, используемые при транскрибировании.
3. Понятие фонетической позиции: первая предударная, вторая, третья и прочие предударные, заударные позиции.
4. Транскрибирование звучащей речи.
Принятые в транскрипции обозначения
Символ | Значение символа |
[ ] | Обозначение звучащей речи |
/ | Синтагматическая пауза |
// | Фразовая пауза |
[á] | Звук [а] в сильной позиции |
[ó] | Звук [о] в сильной позиции |
[ý] | Звук [у] в сильной позиции |
[ú] | Звук [и] в сильной позиции |
[э] | Звук [э] в сильной позиции |
[ы] | Звук [ы] в сильной позиции |
[/\] | Редуцированный звук, частичной редукции, после твердого согласного, средний между [о] и [а] |
[ие] | Редуцированный звук, частичной редукции, после мягкого согласного, средний между [и] и [э] |
[ыэ] | Редуцированный звук, частичной редукции, после твердого согласного, средний между [ы] и [э] |
[ъ] | Редуцированный звук, полной редукции, после твердого согласного |
[ь] | Редуцированный звук, полной редукции, после мягкого согласного |
t’ | Мягкий согласный: [с’], [б’], [т’] и другие |
t | Твердый согласный: [c], [б], [т] и другие |
[в–них] | Одно фонетическое слово, объединенное общим ударением; графический знак, связывающий два орфографических слова, – хорда. |
Задание. Затранскрибируйте следующие слова.
|
|
А) Шило, жених, цыплёнок, рация, чистота, жюри, вышитый, щенок, пощёчина, чеснок, почувствовать, жизнь, цивилизация, брошюра, дождь, вожжи, дребезжать, шесть, желание, жучок, человечек, щемящий, шикарный, чужестранец, шёлковый.
Б) Милый, мыло, заяц, зяблик, курица, экю, ручка, рюмка, пэр, перо, кубышка, кубик, радость, рябчик, масть, прекраснее, ветви, кандидат, вылезть, выклянчить, гусятница, конферансье, контрастировать, о лаванде, о либреттисте, лесостепной, о пне, корзина, шерсть, отнёс, с Сергеем.