Системная и функциональная характеристики звука [j]
Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.
Форма контроля: проверочная работа в форме распределительного диктанта.
План:
1. Системные характеристики звука [j]: по соотношению голоса и шума, по участию верхнего нёба, по месту образования, по типу преграды, по типу воздушного протока.
2. Реализация: позиция абсолютного начала слова, позиция после гласного, позиция после твердого / мягкого знаков.
Задание 1. Затранскрибируйте слова, обращая внимание на йотацию гласных.
А) Яблоко – дятел – гармония, ёлка – лёд, южный – люстра – симфонию, ель – зелень – еловые ветки.
В) Жёлтый, запятая, зарядить, земляника, наклонение, обаяние, ожидание.
Задание 2. В предложенных отрывках отметьте, когда А) буквы я, е, ё, ю обозначают два звука; Б) когда эти буквы обозначают гласные а, э, о, у после мягких согласных.
1. Я помню чудное мгновенье;
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты (А.С. Пушкин).
|
|
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев).
3. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса (А.С. Пушкин).
Проверочное задание.
Заполните следующую таблицу примерами из текстов. Примеры затранскрибируйте.
Звук [j] | ||
в позиции абсолютного начала слова | в позиции после гласного | в позиции после твердого / мягкого знаков |
Вариант 1. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница …
Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновенье серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи … (А. Чехов).
Вариант 2. Я родился в начале мая,
И прекрасно я понимаю,
Что такое разлив весенний:
Это – ветер и гребни в пене,
Это – вывернутые коряги
И затопленные овраги
В ночь, когда над стернёй колючей
Подымаются сизые тучи,
Возвращеньем зимы угрожая.
Но и снег в середине мая –
Даже он, говорят, к урожаю! (Л. Мартынов).