Лабораторное занятие № 13

Метод проведения лабораторной работы: коллоквиум.

Вопросы для обсуждения:

1. Послушайте и отметьте, как произносит А. Малинин в песне «О поручике Голицыне» следующие слова: «корнет», «Оболенский». Чем, по-вашему, может объясняться такое произношение?

2. Пронаблюдайте, как произносят московские теледикторы в сводках погоды слова «дождь, дожди». Каков результат ваших наблюдений?

3. Какие фонетические явления можно считать «напряженными точками» в орфоэпии? Укажите несколько явлений.

Литература. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4. Какие конкурирующие явления можно отметить в произношении слов (старая и новая норма): несу, шары, время, зверь, благо, к кому, щука, ежжу?

Литература. Баринова Г.П. О произношении [ж] и [ш] // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

5. Установите изменения в произношении слов «верх, четверг, благодарю, вокзал, широкий, размахивать, моюсь, ходят, булочная». Затранскрибируйте их в произношении прежнем и современном.

6. В каких случаях при произношении двойных согласных долгота, на ваш взгляд, окажется большей? Расположите слова по степени убывания долготы: оттаскать, гамма, эффект, стремиться, ссора, длинный.

Может возникнуть предположение, что «наиболее устойчиво сохраняют долготу в произношении согласные, обладающие для этого чисто фонетическими предпосылками, т.е. имеющие наибольшую длительность во всех положениях» (М.Я. Головинская). Какие согласные в принципе имеют наибольшую длительность – щелевые, взрывные? Проверяя это, произнесите ещё ряд слов с двойными согласными. Обратите внимание на явления: двойные согласные на стыке морфем, их интервокальное положение, положение по отношению к ударному слогу. Стилистическую характеристику слов.

Сравните свои наблюдения с данными статьи М.Я. Головинской.

Литература. Головинская М.Я. О некоторых особенностях произношения заимствованных слов // РЯШ, 1968. №1.

7. Почему слова «филин, фу, фыркать, фордыбачить», начинающиеся с «ф», являются русскими по происхождению? Ведь буква «ф» - признак иноязычного слова.

Почему сочетания КЕ, ГЕ, ХЕ могут быть во многих случаях признаком нерусского происхождения слова? В каких случаях они оказываются у русских слов?

Почему слова с начальным Ю (юрта, юнга и др.) в современном языке считаются в основном нерусскими по происхождению?

Литература. Дементьев А.А. Фонетические и орфографические признаки нерусских по происхождению слов // РЯШ, 1968. № 3.

8. Почему существуют непроизносимые согласные? В чем их секрет?

Литература. Ветвицкая В.Т. Занимательное языкознание. М.; Л. 1956.

Терехов Т.Г. Произношение сочетаний трех согласных в современном русском литературном языке //Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

Ганиев Ж. В. О произношении сочетаний СТК, ЗДК, НТК, НДН // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

9. Всегда ли в русском языке соблюдалась в произношении ассимиляция согласных звуков и их оглушение в конце слова?

Литература. Русский язык и советское общество. М., 1968.

Иванов В. В., Потиха В. А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. М., 1978. / Раздел «Согласные глухие и звонкие».

10. Что такое социофонетика?

Литература. Панов М. В. – вопрос 6, раздел «Социофонетика».

11. Что кроется за словосочетаниями «специфическая речь», «специфическое произношение»?

Литература. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. М., 1978.

Статья «Специфическая речь» в энциклопедии «Русский язык». М., 1979.

12. «Есть 50 способов сказать «да» и 500 способов «нет» и только дин способ это написать» (Б. Шоу). Проиллюстрируйте это примерами своего произношения.

13. Поставьте ударения в словах (если считаете, что оно вариантно, укажите это): под голову, на сторону, на берег, за год, об стену, за морем, на гору, по лугу, без вести, под вечер. Каковы причины переноса ударения на предлог или отсутствие такого переноса?

Литература. Горбачевич К.С. Вариантность ударения в предложенных сочетаниях. Энклитика и проклитика // РЯШ, 1971. № 6.

Музыченко А.С. Перенос существительных в существительных на предлоги в русском языке // РЯШ, 1966. № 5.

14. Какие явления различаются с помощью ударения в словах «доктора, учите, духи, передохнуть, дома»?

Литература. Колесников Н.П. О различительной роли знака ударения // РЯШ, 1966. № 4.

Одно или два слова или значения передано в каждом из написанных слов: косит, косится, валит, отзыв, заговор?

Литература. Воронцова В.Л. О некоторых колебаниях ударения, связанных с семантическими разграничениями // РЯШ, 1966. № 4.

15. Почему при склонении существительного «посол» со значением «посланец», «высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? Почему в другом слове «посол», которое звучит также, ударный гласный О не «убегает» в косвенных падежах?

Литература. Добродомов И.Г. Почему убегают гласные? // РР. 1968. №5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: