Пафос. Трагическое,комическое,драматическое

Пафос как идейно-эмоциональная направленность творчества художника,отдельного произведения,героев;психоэмоциональный строй,,,тональность,, произведения.

Пафос – идейно-эмоциональная страсть, оценка, выраженная в произведении. Пафос присутствует в литературе, где проявляется сильное чувство автора; описательная, натуралистическая литература его не имеет. Пафос состоит из разновидностей: романтический, героический, сентиметальный, сатирический и т.д. Между этими разновидностями иногда существует связь, и один пафос переходит в другой. Самые распространенные связи наблюдаются между пафосом героическим и трагическим, а также сентиментальным и романтическим. Героизм часто завершается гибелью героя, и чувствительное отношение к персонажу иногда перерастает в его романтизацию. Можно говорить и о близости сатирического пафоса с его гневной интонацией и комизма и юмора, более мягких стилистических форм осмеяния изображаемого. Следует различать понятия: сентиментализм – сентиментальность, романтизм – романтика и т.д. Первые части слагаемых этих понятий говорят о художественном методе писателя и его творческих принципах, вторые просто характеризуют нравственно-эмоциональное отношение писателя к своим действующим лицам.

Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: