Лироэпические жанры. Лирико-вокальные и литературно-публицистические жанры

Лироэпика.

Лироэпические жанры обнаруживают связи внутри литературы.: от лирики – тема, от эпоса – сюжет.

  1. поэма. – жанровое содержание может быть либо с эпической доминантой, либо в лирической. (в связи с этим сюжетность либо усиливается, либо редуцируется). В древности, а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Классицизма поэма, как правило, воспринималась и создавалась синонимично жанру эпопеи. Иными словами, это были литературные эпопеи или эпические (героические) поэмы. У поэмы нет прямой зависимости от метода, она одинаково представлена в романтизме («Мцыри»), в реализме («Медный всадник), в символизме («12»)…
  2. баллада. – (фр. «танцевальная песня») и в этом значении это специфически романтическое сюжетное стихотворное произведение. Во втором значении слова баллада – это фольклорный жанр; этот жанр характеризует англо-шотландскую культуру 14-16 веков.
  3. басня – один из древнейших жанров. Поэтика басни: 1) сатирическая направленность, 2) дидактизм, 3) аллегорическая форма, 4) особенностью жанровой формы явл. Включение в текст (в начале или в конце) особой краткой строфы – морали. Басня связана с притчей, кроме того басня генетически связана со сказкой, анекдотом, позже – новеллой. басенные таланты редкие: Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов.
  4. лирический цикл – это своеобразное жанровое явление, относящееся к области лироэпики, каждое произведение которого было и остается лирическим произведением. Все вместе эти лирические произведения создают «круг»: объединяющим началом явл. тема и лирический герой. Циклы создаются как «одномоментно» и могут быть циклы, которые автор формирует в течении многих лет.

Лирико-вокальные жанры – это группа смежных жанров, в которых обнаруживается выход за пределы литературы. Литература как временной вид искусства взаимодействует с другим временным видом искусства – музыкой. Конкретная область смежности – лирика. И, как правило, вокал. Это близкие явления. Близость лирической и музыкальной природы обнаруживается в близости понятийно-терминологического аппарата: тема – мотив, ритм, стопа – такт… основные жанры этой группы создаются, как правило, двумя авторами – поэтом и композитором.

  1. песня. – наиболее популярные песни называют нем.словом «шлягер». В целом песня – распространенный жанр в этой сфере. Различаются песни хоровые и сольные, лирические, героические, торжественные и камерные и др. особенности шлягера: 1) развлекательное, часто музыкальное произведение, 2) отличается тем, что слова в шлягере просты до банальности.
  2. романс. – в жанровом отношении явление более сложное, чем песня. В России в 19в. Воспринимался как «композиторская песня». С позиции лит-ры и литературоведения романс имеет свою типологию: 1) любовно-бытовые, 2) пейзажные, 3) сатирические и др. к концу 19 нач. 20 веков казалось, что жанр романса исчерпал себя. Возрождение русского романса во многом связано с именем Окуджавы или авторской бардовской песней.
  3. прочими жанрами этой сферы явл.: оратория (как правило, лит. основа имеет драматический сюжет), кантата (солист, хор, оркестр), гимн (торжественная песня, лит. составляющая которой – жанровое содержание – госуд., общественный, коллектив. факт выражения чувств и мыслей).

Литературно-публицистические жанры.

Данная группа отличается взаимодействием искусства и неискусства, т.е. в слове взаимодействуют 2 начала: художественное и нехудожественное.

  1. очерк – вероятно, самый показательный для этой группы жанров. Его называют жанр-разведчик, т.е. это один из самых мобильных жанров. В очерке, как правило, усиливается либо художественное, либо публицистическое начало.
  2. эссе – это очерк с ярко выраженным личным отношением к изображаемому. Проблематика эссе, как и проблематика очерка, носит характер философско-исторический или литературно-критический, или научно-популярный…
  3. памфлет- небольшое по объему публицистическое произведение политического характера. К памфлету примыкает жанр пасквиля – это оскорбительный памфлет, искажающий предмет изображения.
  4. худ.мемуары – это непосредственно авторское повествование о реальных событиях, участником или очевидцем которых был сам автор. Разновидности: литературный портрет, записные книжки, дневник писателя, худ.автобиография, худ.никролог.

24. филологическое и искусствоведческое понимание стиля. Изучение стиля литературоведением и лингвистикой. Факторы и носители стиля. Слово «стиль», восходящее к древнейшим временам, буквально означает предмет – остроконечную палочку для письма и работы на покрытой воском дощечке. В изучении художественного слова наиболее существенным является понимание стиля литературоведение, лингвистикой, языкознанием. Становление и развитие методики и методологии лингвистического и литературоведческого изучения словесной культуры обусловливается процессами дифференциации филологических интересов и их направленностью к двум граням худ. слова – собственно языковой и образной. Стиль в языкознании понимается как обозначение функциональных разновидностей национального языка.. В эпоху просвещения в полемике винкельмана и Лессинга рождается новое понимание стиля – искусствоведческое, согласно которому каждый вид искусства говорит на своем языке. Язык понимается фигурально – как совокупность специфических для определенного вида искусства принципов и приемов изображения жизни и человека в ней. С начала 19 века лингвистика будет развивать представление о нормах морфологии, синтаксиса, об орфографических и орфоэпических нормах и т.д. формирующаяся наука о литературе с 1810-20х поведет поиски собственно инструментария анализа, будет наращивать методологическую базу изучения произведений словесного искусства. Важнейшим шагом на пути осознания стиля как литературоведческой категории стало понимание смысловых и формально-выраженных составляющих стиля. Факторами стиля были названы элементы худ. содержания – принципы изображения человека и действительности – метод, пафосная идейно-эмоциональная направленность, существо воплощения художником конфликта и проблематики, характер утверждения эстетического идеала, жанровое содержание, сама природа образности. Носителями стиля были признаны элементы формы худ. целого – жанрово-композиционнные особенности, расстановка персонажей в сюжетном произведении, худ. речь в ее многоплановости и многогранности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: