Аллегория. Символ. Ирония

Аллегория – иносказательное изображение какого-либо отвлеченного, абстрактного понятия при помощи конкретного предметного образа. В отличие от символа, аллегория достаточно прямолинейна (если художник показывает в частном всеобщее, то это символ, а если во всеобщем частное, то это аллегория). Виды аллегорий: ребус – это знак, рисунок вместо слов, графическое представление некой загадки. Герб – знак рода, государства, города, воспроизводимый на знаменах, монетах, печатях. Девиз – краткое изречение, в котором, содержится главная мысль индивидуальной или общественной жизнедеятельности. Эмблема – условное изображение идеи или понятия. Басня изобилует Зоомофорной аллегорией (пчела – аллегория трудолюбия, собака – верности). Значимо в искусстве представлена Растительная аллегория (виноград – знак дарованной природой пищи). Аллегорический смысл в истории мир.худ.культуры приобрели определенные физические явления и субстанции (огонь, воздух, вода).в качестве аллегории могут выступать предметные образы (так образ пустого\наполненного сосуда представляет собой однозначную нравственно-этическую оценку формы и содержания).исторические аллегории – это когда определенное понятие воплощается художниками в конкретике изображения реального исторического события (басня «волк на псарне» - иносказательное представление наполеоновского нашествия и изгнания захватчика из России). Аллегория прямо ни с одним творческим методом не связана. Разными творческими методами в условиях определенных литературно-художественных направлений востребованы разные виды и формы аллегоричности (классицизм – мифологические аллегории; романтизм – аллегория, прорастающая символами; реализм – аллегория используется для обличения каких-либо последствий, средством политического иносказания).

Символ. – слово или предмет, условно обозначающий сущность какого-либо явления. Различия между аллегорией и символом заключаются в эстетических природах закрепления, а также в принципах и формах его наращения. Символ связан со сравнением, может проявляться в метафоре, эпитете, гиперболе… символическое значение портретов (1.в полный рост – демонстрирует движение и пластику; 2.поясной потрет - демонстрирует руки; 3.крупный портрет – лицо человека). Значима символика имени в произведениях (Куприн «гранатовый браслет» - Вера). Цветовая символика – источником восприятия цвета является физическая природа явления. Цветовая символика разных культур может быть разнообразной (черный цвет в европейских культурах – олицетворение скорби, белый – счастье, радость. А в восточных – наоборот).

Обычно Ирония относят к тропам, реже — к фигурам стилистическим. Намёк на притворство, «ключ» к Ирония содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда — лишь в ситуации высказывания. Ирония — одно из важнейших стилистических средств юмора, сатиры, гротеска. Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.

2) В эстетике — вид комического, идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической Ирония Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произведения, например в «Волшебной горе» Т. Манна). «Скрытность» насмешки, маска «серьёзности» отличают Ирония от юмора и особенно — от сатиры.

Смысл Ирония как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, например, «сократовская ирония», выражавшая философский принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так называемая трагическая ИронияИрония судьбы»), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель (классический пример — «Царь Эдип» Софокла, а позже — «Валленштейн» Ф. Шиллера). Такую «Ирония судьбы» нередко называют «объективной Ирония», а применительно к самой реальности — «Ирония истории» (Гегель).

Развёрнутое теоретическое обоснование и разнообразное художественное претворение Ирония получила в романтизме (теория — у Ф. Шлегеля, К. В. Ф. Зольгера; художественная практика: Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтическая Ирония подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни — бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: