Вопрос 36 реализм как творческий метод и как тип мышления в литературе нового времени. Реализм как направление в словесном искусстве 19-20вв

Реализм — в искусстве -1) понятие, характеризующее познавательную функциюискусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественногопознания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденцияисторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, вискусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С.Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания новоговремени, начало которой ведут либо от Возрождения ("«ренессансныйреализм»"), либо от Просвещения ("«просветительский реализм»"), либо с 30-хгг. 19 в. ("«собственно реализм»"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой иистинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е.конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так ифизических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение вспособах изображения "«форм самой жизни»", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "«личность и общество»" (особенно — кнеизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственногоидеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Средикрупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. -Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С.Щепкин, К. С. Станиславский.

Социалистический реализм — термин, употреблявшийся в советскомлитературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения "«основногометода»" литературы, искусства и критики, который "«требует от художникаправдивого, исторически конкретного изображения действительности в еереволюционном развитии»", сочетающегося "«с задачей воспитания трудящихся в духе социализма»" ("«Устав Союза писателей СССР»", 1934). Эстетическое понятие "«реализм»" было соединено с определением "«социалистический»", что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить"«теоретическую базу»" социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить "«теоретическую базу»«социалистического реализма идеями „“народности»" (в кон. 30-х гг.),"«социалистического гуманизма»" (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически"«открытой системы»" (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.

Магический реализм (скорее в живописи) — в изо-искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилямитипа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма(напр., Бальтюс, представители американского прецизионизма), характернатщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий сон наяву. Магическому реализму свойствен многим произведениям представителей "«новой вещественности»", метафизической живописи, ОСТа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: