Что изучает теория конкуренции?
Новые понятия
Принцип «невидимой руки» – сформулированный А.Смитом экономический закон. Согласно ему, рыночная экономика устроена так, что хотя предприниматели заботятся только о своих личных интересах, сила обстоятельств вынуждает их действовать в интересах общественных.
Фирма – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли.
Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.
Сегментация рынка – распадение единого рынка определенного товара на ряд сравнительно независимых рынков разновидностей этого товара, отличающихся по цене и/или качеству, а также по ориентации на разные слои потребителей.
Фундаментальная рыночная ниша – совокупность сегментов рынка, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой.
Реализованная ниша – часть фундаментальной рыночной ниши, которую фирме удалось удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями.
|
|
Конкурирующие фирмы – фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.
Рыночная конкуренция – борьба фирмы за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформы, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.
Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системообразующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики. На чем же основываются их убеждения?
Роль конкуренции в рыночной экономике