Глава 1. Что изучает теория конкуренции?

Что изучает теория конкуренции?

Новые понятия

Принцип «невидимой руки» – сформулированный А.Смитом экономический закон. Согласно ему, рыночная экономика устроена так, что хотя предприниматели заботятся только о своих личных интересах, сила обстоятельств вынуждает их действовать в интересах общественных.

Фирма – организация, концентрирующая и использующая ре­сурсы для производства товаров и/или услуг с целью получе­ния прибыли.

Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи оп­ределенного товара и/или услуги.

Сегментация рынка – распадение единого рынка определен­ного товара на ряд сравнительно независимых рынков разно­видностей этого товара, отличающихся по цене и/или каче­ству, а также по ориентации на разные слои потребителей.

Фундаментальная рыночная ниша – совокупность сегментов рынка, для которых подходят товары и/или услуги, произво­димые данной фирмой.

Реализованная ниша – часть фундаментальной рыночной ни­ши, которую фирме удалось удержать в борьбе с конкури­рующими предприятиями.

Конкурирующие фирмы – фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Рыночная конкуренция – борьба фирмы за ограниченный объ­ем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фир­мами на доступных им сегментах рынка.

Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала реформы, феномен конкур­енции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхвали­вающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств от­дельных компаний затмевают в обыденном сознании проб­лемы конкуренции.

Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системообразующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики. На чем же основываются их убеждения?

Роль конкуренции в рыночной экономике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: