Определение конкурирующих фирм
Проведенный анализ подвел нас к возможности сформулировать некоторые важнейшие определения курса. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.
Обратим внимание, что речь идет именно о фундаментальных нишах, хотя зримо увидеть схватку компаний можно лишь, когда пересекаются их реализованные ниши и решается вопрос, в чьей сфере влияния останется данный сегмент рынка. Дело в том, что острые вспышки конкуренции составляют лишь часть взаимоотношений соперничающих фирм. В других случаях конкуренция имеет скрытую или потенциальную форму, но от этого не перестает существовать. Поясним это на примере.
Начиная примерно с 1992 г. на российском рынке шоколадных батончиков наблюдается почти полное господство иностранной продукции: «марс», «сникерс» и т.п.
Отечественные шоколадные батончики старого образца практически вытеснены с рынка крупных городов на периферию. Таким образом, видимой конкуренции отечественной и импортной продукции нет. Реализованные ниши не пересекаются. Но фундаментальные ниши остались пересекающимися. Ведь и в крупных городах, в принципе, могут есть российские шоколадки.
Легко представить себе, что рост цены импортных товаров или ностальгическая перемена вкусов потребителей (кстати, в бывшей ГДР такой возврат к привычным товарам уже произошел) позволят отечественной продукции вернуться в города. И конкуренция выльется в открытую форму.
Очевидно, что как в спокойные, так и в острые периоды взаимоотношений товары с пересекающимися фундаментальными нишами (и, соответственно, производящие их фирмы) являются конкурирующими.