Определение рыночной конкуренции

Определение конкурирующих фирм

Проведенный анализ подвел нас к возможности сформулировать некоторые важнейшие определения курса. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие пол­ностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Обратим внимание, что речь идет именно о фундамен­тальных нишах, хотя зримо увидеть схватку компаний можно лишь, когда пересекаются их реализованные ниши и решается вопрос, в чьей сфере влияния останется данный сегмент рынка. Дело в том, что острые вспышки конкуренции состав­ляют лишь часть взаимоотношений соперничающих фирм. В других случаях конкуренция имеет скрытую или потенциаль­ную форму, но от этого не перестает существовать. Поясним это на примере.

Начиная примерно с 1992 г. на российском рынке шоко­ладных батончиков наблюдается почти полное господство иностранной продукции: «марс», «сникерс» и т.п.

Отечественные шоколадные батончики старого об­разца практически вытеснены с рынка крупных городов на периферию. Таким образом, видимой конкуренции отечест­венной и импортной продукции нет. Реализованные ниши не пересекаются. Но фундаментальные ниши остались пересе­кающимися. Ведь и в крупных городах, в принципе, могут есть российские шоколадки.

Легко представить себе, что рост цены импортных то­варов или ностальгическая перемена вкусов потребителей (кстати, в бывшей ГДР такой возврат к привычным товарам уже произошел) позволят отечественной продукции вернуться в города. И конкуренция выльется в открытую форму.

Очевидно, что как в спокойные, так и в острые периоды взаимоотношений товары с пересекающимися фундаментальными нишами (и, соответственно, производящие их фирмы) являются конкурирующими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: