В этих условиях структура рынка, по существу, определяется структурой платежеспособного спроса. Последняя же крайне неоднородна. Разные требования потребителей к стоимости и качеству товаров делят единое пространство рынка на относительно изолированные области (на профессиональном языке это называется «сегментацией рынка»).
Так, достаточно автономен спрос на товары, имеющие разную цену. И, скажем, падение спроса на «Жигули» вполне может сочетаться с ростом спроса на «Мерседесы» – их покупают совершенно разные социальные слои населения. Рынок распадается на целую лестницу сегментов от самых дешевых до самых дорогих разновидностей данного товара или услуги.
Еще сложнее обстоит дело с сегментацией рынка по качественным критериям. Прежде всего отметим, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший.
Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы; б) дезинфицировать полость рта; в) укреплять эмаль зубов; г) укреплять десны; д) быть приятной на вкус и т.п.
Соответственно, на рынке зубной пасты складывается ряд относительно независимых сегментов. Некоторые потребители отдают предпочтение приятным на вкус пастам. Другие согласны терпеть «медицинский» запах и вкус ради превосходных лечебных свойств. У третьих – особо чувствительные зубы или десны и обычные пасты им совсем не годятся.
Существует ли объективный критерий, позволяющей определить, какое из этих достоинств важнее? Скажем даже резче: мыслим ли вообще годный для всех потребителей один универсальный критерий? Представляется, что такого критерия нет и быть не может. Напротив, как гласит устоявшееся в современной теории маркетинга мнение (мы цитируем известного немецкого эксперта Вернера Мефферта): «Не существует объективно самого лучшего продукта. Существует лишь самый лучший продукт для конкретных нужд господина Мюллера».
И каждый из огромного числа таких мюллеров (или, если угодно, Ивановых) делает выбор, руководствуясь своими интересами, не всегда и не во всем совпадающими с интересами других. А результатом подобных решений всех потребителей становится качественная сегментация рынка – одна из важнейших черт последнего, в соответствии с которой должны строить свое поведение действующие на нем фирмы.