Конкуренция и научно-технический прогресс

Сообщество компаний и механизм НТП.

Обратимся теперь к важнейшему процессу, определяющему развитие современной капиталистической эконо­мики, – научно-техническому прогрессу. Учет специфики конкурентной страте­гии разных типов компаний позволяет описать его механизм с особой полнотой и конкретностью, ус­тановить, на каких этапах решающей оказывается роль тех или иных фирм.

Первый этап

Роль первопроходцев, как мы виде­ли, играют мелкие фирмы-эксплеренты. Свойственное их основателям сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за исход дела, обеспечивают предельную эффективность пионерских разработок. А небольшие размеры компании и ее невовлеченность в текущее производство создают организа­ционные предпосылки успеха. Напомним и роль венчурного (рискового) капитала. Благодаря нему пионеры получают под­держку со стороны финансовой элиты страны, а последняя – доступ к прорывным инновациям и связанным с ними сверх­прибылям.

Роль гигантских компаний на этом первом этапе НТП сравнительно мала. Они не приспособлены к подобному рис­кованному научному поиску. История знает мало примеров прорывных инноваций, которые бы родились в лабораториях виолентов и перевернули судьбу соответствующей отрасли промышленности. Но все же не следует и преувеличивать – в порядке исключения такое тоже бывает. Химики гигантской американской корпорации «Дюпон», например, первыми синте­зировали найлон – родоначальника всех искусственных воло­кон.

Второй этап

В целом же лидерство в осуществ­лении НТП переходит к виолентам на втором этапе. Для него типично (каким бы несправедливым это не казалось!) оттеснение новаторов от дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок.

Дело в том, что массовое тиражирование уже оправ­давшего себя новшества по самому своему смыслу лучше ре­шается крупной организацией. При благоприятных условиях (одновременное возникновение многих новых отраслей) эту задачу может решить и сам эксплерент, постепенно перерож­даясь в крупную фирму-виолента. Но экономика только выигрывает от того, что чаще ей не приходится ждать, пока фирма-пионер дорастет до нужных размеров: массовое про­изводство новинки с успехом осуществляет поглотивший пер­вопроходца (или вытеснивший того с рынка) гигант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: