Сообщество компаний и механизм НТП.
Обратимся теперь к важнейшему процессу, определяющему развитие современной капиталистической экономики, – научно-техническому прогрессу. Учет специфики конкурентной стратегии разных типов компаний позволяет описать его механизм с особой полнотой и конкретностью, установить, на каких этапах решающей оказывается роль тех или иных фирм.
Первый этап
Роль первопроходцев, как мы видели, играют мелкие фирмы-эксплеренты. Свойственное их основателям сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за исход дела, обеспечивают предельную эффективность пионерских разработок. А небольшие размеры компании и ее невовлеченность в текущее производство создают организационные предпосылки успеха. Напомним и роль венчурного (рискового) капитала. Благодаря нему пионеры получают поддержку со стороны финансовой элиты страны, а последняя – доступ к прорывным инновациям и связанным с ними сверхприбылям.
Роль гигантских компаний на этом первом этапе НТП сравнительно мала. Они не приспособлены к подобному рискованному научному поиску. История знает мало примеров прорывных инноваций, которые бы родились в лабораториях виолентов и перевернули судьбу соответствующей отрасли промышленности. Но все же не следует и преувеличивать – в порядке исключения такое тоже бывает. Химики гигантской американской корпорации «Дюпон», например, первыми синтезировали найлон – родоначальника всех искусственных волокон.
Второй этап
В целом же лидерство в осуществлении НТП переходит к виолентам на втором этапе. Для него типично (каким бы несправедливым это не казалось!) оттеснение новаторов от дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок.
Дело в том, что массовое тиражирование уже оправдавшего себя новшества по самому своему смыслу лучше решается крупной организацией. При благоприятных условиях (одновременное возникновение многих новых отраслей) эту задачу может решить и сам эксплерент, постепенно перерождаясь в крупную фирму-виолента. Но экономика только выигрывает от того, что чаще ей не приходится ждать, пока фирма-пионер дорастет до нужных размеров: массовое производство новинки с успехом осуществляет поглотивший первопроходца (или вытеснивший того с рынка) гигант.