Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

Б.Ф. Скиннер (1904-1990) продолжил работу Торндайка и Уотсона. Он известен тем, что изобрел специальное исследовательское оборудование для изучения поведения животных – «ящик Скиннера», которое позволяло точно измерять поведение и автоматически подавать подкрепление. В ящике имелась педаль, нажав на которую, животное получает порцию пищи в кормушку. В результате исследований Скиннер установил, что поведение животных вполне предсказуемо, поскольку они следуют определенным законам поведения. То же можно отнести и к поведению людей.

Скиннер предположил, что люди, как и животные, повторяют свои действия, которые приводят к благоприятным следствиям, и подавляют те, которые приводят к неблагоприятным последствиям. На языке Скиннера, спонтанно возникающая реакция давления на рычажок называется оперантом, а кусочек пищи, подкрепляющий эту реакцию (делая ее более вероятной в будущем), - положительным подкреплением. Подобным образом мальчик может стать прилежнее в учебе, если его усилия вознаграждаются более высокими оценками. Подкрепление м.б. и отрицательным.

Последствиями нежелательной реакции служат наказания, которые подавляют эту реакцию и снижают вероятность ее повторения. Так, девочка-подросток, которую постоянно ругают за то, что она поздно возвращается домой, скорее всего, будет стараться приходить вовремя. Иногда наказание состоит в отказе от приятных вещей (запрет смотреть ТВ, требование находиться только в своей комнате). Часто оно включает применение неприятных воздействий: брань, шлепки. Недостаток наказания в том, что оно не всегда приводит желаемому результату: оно не всегда подавляет нежелательное поведение. Если ребенок бросил стакан с молоком, чтобы привлечь внимание родителей, шлепки могут быть положительным подкреплением, а не наказанием, которое родители планировали.

Для обучения сложным видам действий оперантное обусловливание должно применяться поэтапным способом формирования реакции, когда новые шаги выполнения действия вознаграждаются при последовательном приближении к конечной задаче. Например, ребенок учится одевать носки. Сначала родители надевают ему один носок почти полностью, ребенку остается только его натянуть, за что его хвалят. В следующий раз родитель может надеть носок до половины, а ребенок выполнит несколько большую часть задачи. Довольно скоро ребенок научается надевать носки без посторонней помощи. Этот же принцип может использоваться в обучении ребенка в школе, когда каждое новая ступенька в изучении предмета вознаграждается. При программированном обучении с помощью компьютера используется также этот принцип научения.

Использование жетонной системы в коррекционной и терапевтической работе с правонарушителями, детьми с интеллектуальной недостаточностью, больными аутизмом, пациентами психиатрических клиник.

Оценка теории Скиннера...

Современные исследователи развития во многом соглашаются с тем, что различные формы поведения могут появляться и исчезать во время жизненного пути в зависимости от позитивных или негативных последствий тех или иных действий. Но многие полагают, что Скиннер много внимания уделял оперантным действиям, игнорируя важные когнитивные факторы, влияющие на социальное научение. Одним из таких критиков является А. Бандура. (Крайг, с. 63-73; Шэффер, с. 78-86; Би, с. 51-53).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: