Теория социализации Р. Сирса

Теория социального научения А. Бандуры

А. Бандура (р. 1925) разработал теорию, которая сегодня среди всех теорий научения получила наиболее широкое распространение у возрастных психологов. А. Бандура взял за основу традиционные концепции научения, но добавил несколько новых ключевых идей: 1) он полагает, что научение не всегда требует непосредственного подкрепления, оно может происходить в процессе наблюдения за действиями другого. Такое научение, названное обучением через наблюдение, или моделированием, участвует в широком спектре аспектов поведения; 2) Бандура обращает внимание на другой класс подкреплений, названный внутренним подкреплением или внутренним поощрением. Эти подкрепления исходят от самого человека, например, чувство гордости, радость открытия, удовольствие, которое ребенок испытывает, когда понимает, как рисовать звезду, или чувство удовлетворения, которое человек испытывает от выполненной работы; 3) самым важным в теории является то, что он продвинулся в далеко вперед, заполнив пробел между теорией научения и когнитивной теорией развития, подчеркнув важность когнитивных составляющих в процессе научения через наблюдение. В последнее время Бандура свою теорию стал называть социально-когнитивной теорией. Благодаря когнитивным процессам человек способен предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий, в отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением. Человек может предвидеть результаты на основе своего прошлого опыта. (Крайг, с. 71-73; Шэффер, с. 81-86; Би, с. 53-54).

Психоаналитические теории развития. Теория З. Фрейда

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: