Отталкиваясь от психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М.И. Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.
Мотивы делятся на 3 группы – познавательные, деловые и личностные. В качестве средства общения рассматриваются экспрессивно-мимические, предметные действия и речевые операции.
Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами, 5) средствами общения.
В периодизации развития общения выделяются следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка с взрослым (0-6 мес), 2) ситуативно-деловое (6 мес. – 2 года), 3) внеситуативно-познавательное (3-5 лет), 4) внеситуативно-личностное (6-7 лет).
Глава 2.4 Возрастная периодизация психического развития человека