double arrow

Теория морального развития Л. Колберга. Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера

Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Он поставил вопрос – какие познавательные схемы и структуры описывают такие явления, как ложь, страх, воровство. Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.

В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентаций, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи и 3) ориентацию на принципы.

Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л.С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенном уровню морального сознания (см. табл.).

Доморальному уровню (предконвенциальному) соответствуют стадия 1 – ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 – ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды – послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.

Конвенциальной морали соответствуют стадии 3 – модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4 – установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А – человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В - релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства.

Лишь на 6-й стадии формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают лишь немногие.

Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Канаде, Англии, Турции, Мексике, Гондурасе, Индии, Кении, на Тайване подтвердила ее кросс-культурнуювалидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. Высшие стадии зависят от степени социальной сложности общества, в котором живет человек.

Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний – будет ли то религия, государственная идеология или просто логическое правило. Особенности морального развития переносятся с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая датировка здесь невозможна (Сапогова, с. 154-156; Би, с. 543-550).

Стадии морального развития по Л. Колбергу

Логическая стадия Моральная стадия

Символическая, интуитивная мысль Стадия 0 – хорошо то, чего я хочу и что мне нравится

Конкретные операции,

этап 1 Стадия 1 – послушание из страха наказания

Конкретные операции,

этап 2 Стадия 2 – наивный инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами

Формальные операции,

этап 1 Стадия 3 – ориентация на менее значимых других, конформность (межличностная или групповая перспектива)

Формальные операции,

этап 2 Стадия 4 – ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива)

Формальные операции,

этап 3 Стадия 5 А– утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт)

Стадия 5 В – ориентация на высший закон и собственную совесть

Стадия 6 – ориентация на универсальный этический принцип


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: