Стадия | Возраст, лет | Характеристика |
До 6 | Дружба базируется на физических или географических факторах; дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других | |
7-9 | Дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств другого; дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга | |
9-12 | Дружеские отношения базируются на социальном обмене; появляется представление о том, что друзья – это люди, которые помогают друг другу; происходит взаимная оценка действий, появляется понятие доверия | |
11-12 | Дружба понимается как устойчивые продолжительные представления, базирующиеся на доверии; дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя |
На 1-ой стадии - друг это просто товарищ по играм, который живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. На этом этапе не существует представления о позиции другого человека, поэтому Кэтти просто идет в цирк.
На 2-й стадии начинает появляться осознание того, что другой человек тоже испытывает некоторые чувства. Здесь ребенок может сказать, что Кэтти могла бы пойти в цирк с Жаннет и остаться подругой для Дэбби, если она не возражает против этого.
|
|
На 3-й стадии появляется представление, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, а также возникает понятие доверия. Ребенок осознает, что отношения между Кэтти и Дэбби отличаются от отношений между Кэтти и Жанетт, поскольку старая дружба основана на проверенном временем чувстве взаимного доверия.
На 4-й стадии проявляется совершенная способность видеть отношения с позиции другого человека. На этой стадии ребенок может сказать: «Кэтти и Дэбби должны понять друг друга и разобраться с этой ситуацией».
Функции дружбы
Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Она усиливает и укрепляет групповые нормы и ценности. Дети, имеющие постоянных друзей, отличаются лучшими успехами в учебе и в дальнейшем - в жизни.
Образование групп сверстников
За время от 6 до 11 лет происходят значительные изменения в организации групп и значении группы сверстников для ребенка.
В начале периода группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура группы отличается гибкостью.
В конце же периода группа сверстников приобретает более важное значение. Соответствие групповым нормам приобретает особое значение для ребенка и преодолеть групповое влияние теперь становится гораздо труднее. Групповая структура становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы. Важным становится разделение по полу. Группы теперь почти всегда однополые. Эти установки продолжаются вплоть до середины подросткового возраста.
|
|
Конформность в группе сверстников
Конформность м.б. различной степени. Это влияет на то, насколько ребенок является устойчивым к групповому влиянию.
Высококонформные дети обладают рядом характерных черт. Они отличаются развитым чувством неполноценности и слабым «ЭГО». Они более тревожны и зависимы, чувствительны к мнениям окружающих.
Установлено, что мальчики чаще, чем девочки поддаются внешнему влиянию. Следствием этого является вовлеченность в антиобщественные группы.
Особенно большое значение конформность приобретает в конце среднего детства, когда дети начинают выходить из достаточно полного родительского контроля и одновременно испытывают потребность в принадлежности к группе сверстников.
В младшем школьном возрасте, особенно в конце его, у детей под влиянием группы могут формироваться предубеждения и предрассудки. Они могут быть этнические, религиозные, половые, возрастные, темпераментные и т.д.