Социальная ситуация развития и ведущая деятельность подростка

Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте, требует, чтобы ребенок постоянно находился во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

В тоже время физическое развитие, а также и прогрессирующее психическое развитие приводят ребенка к изменению его внутренней позиции. Позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему взаимоотношений с окружающей действительностью, начинает расшатываться, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к 11-12 годам формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Реализоваться же эта позиция уже не может в школьной жизни. (Божович, 1995, С. 115).

Следовательно, ребенок нуждается – для осуществления своей новой роли «взрослого» - в новых условиях. Эти условия ему может предоставить новая социальная ситуация развития. Однако, поскольку, окружающая ребенка действительность сопротивляется принять его стремление быть взрослым, т.е. никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок занять не может, то он находит свое место в детском обществе, в среде сверстников. Именно здесь складывается новая социальная ситуация развития. Подросток нуждается в среде сверстников, которая для него становится «референтной группой». Причем у каждого подростка начинает складываться своя референтная группа и не является то странным, что дети, до сих пор крепко дружившие, перестают нуждаться друг в друге, т.к., возможно, у каждого появляется собственная потребность в общении, зависящая как от взглядов ребенка, так и от социальных условий, в частности, семьи ребенка.

Естественно, что находясь в новой социальной ситуации развития, в среде сверстников, ребенок вступает в общение. Оно в подростковом возрасте называется интимно-личностным и является ведущим видом деятельности подростка.

Именно в такой социальной ситуации и благодаря такому типу деятельности ребенок начинает осваивать нормы социального поведения, нормы морали. В этот период, как правило, учебная деятельность для подростка отступает на задний план.

Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей (но не ведущей), в деятельность общения. Обухова Л.Ф. говорит об этом так: «Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится важнее оценки учителя». (Обухова, С. 291).

Поскольку «центр жизни» подростка оказывается в среде сверстников, то, естественно, что каждый из них стремиться занять видное место в этой среде. С этим связаны такие потребности подростка, как 1) самопознание, 2) самовыражение, 3) самоутверждение, т.е. – он активно стремится к личностному самосовершенствованию. Причем, потребности самовыражения и самоутверждения могут быть настолько сильны, что подросток, чтобы не потерять авторитет в глазах сверстников, уронить свою честь и достоинство, - может совершить действия, которые расходятся с моральными установками общества, а то и своими собственными. Следствием этого является понятие «трудного подростка».

Важно еще раз обратить внимание на то, что с самого начала подросткового возраста ребенок стремится быть похожим на взрослых. Это еще одна особенность социальной ситуации, которая существенно влияет на систему взаимоотношений подростков со взрослыми. С этой особенностью и с этим стремлением тесно связана следующая характеристика подросткового возраста – становление как управляемого процесса подражания в развитии личности. Подражание начинается с подражания внешним атрибутам взрослости, а заканчивается формированием личностных качеств взрослого человека (для девушки – черты женственности, для юноши – мужественности).

Как определить, что ребенок уже начинает «казаться быть взрослым», у него появляется чувство взрослости? Показателями этого чувства являются:

1. Возникновение требований у подростка, чтобы к нему относились как к взрослому, выполнять какую-то роль в семье.

2. Стремление к самостоятельности, т.е. желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей.

3. Наличие собственных взглядов.

Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье родители давали возможность подростку участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков. Родители также должны контролировать отношения ребенка со сверстниками и подсказывать, чтобы эти отношения были равноправными. Взрослым также следует направлять подростка на формирование интеллектуальной зрелости (стремление к самообразованию).

Этими средствами могут быть созданы благоприятные условия для развития личности подростка.

В процессе интимно-личностного общения у подростков возникают свойственные этому возрасту психологические новообразования:

1 – стремление к взрослости (чувство взрослости);

2 – формирование социального сознания, которое, перенесясь внутрь, становится самосознанием личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: