Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Спорт является частью ФК.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
Составные части физического воспитания:
· Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ);
· Физическое развитие;
· Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни).
Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из:
1. Образования в области ФК;
2. Развития физических (двигательных) качеств.
Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре.
Образование в области ФК состоит из:
· Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков;
· Формирование спортивных двигательных умений и навыков;
· Передача специальных знаний в области ФК.
Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок.
К развитию физических качеств относится:
Развитие кондиционных способностей (- развитие силы и силовых способностей; - развитие быстроты и скоростных способностей; - развитие выносливости; - развитие гибкости и подвижности в суставах);
Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
В физическую культуру личности входят три основных компонента:
1. Операциональный.
2. Мотивационно-ценностный.
3. Деятельностный.
Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство).
Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!)
Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности:
- по самовоспитанию и саморазвитию;
- по соблюдению принципов здорового образа жизни;
- познавательную;
- инструкторскую;
- судейскую;
- профессиональную.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.
Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП).
ОФП предполагает:
1. повышение уровня физического развития.
2. разностороннюю двигательную подготовку.
Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности.
СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта).
Цель СФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:
· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.)
· Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.)
· Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).
Физическое развитие определяется следующими законами:
· Наследственности
· Единства организма и среды
· Единства форм и функций
· Гетеротропности развития (разные темпы развития в частях тела)
· Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время)
· Упражняемости форм и функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»
Физическое совершенство в бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ.
Физическое совершенство подразумевает:
· Пропорционально развитое телосложение.
· Гармоническое развитие физических качеств.
· Высокий уровень физической работоспособности.
· Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта.
· Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями.
· Образованность в области физической культуры.
Физическое совершенство оценивается по следующим критериям:
1. Нормы и требования государственных программ;
2. Нормативы единой спортивной классификации;
3. Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».