Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО

Трудности контакта с другими людьми, в первую оче­редь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Известно, что аутизм интенсивно проявляется у детей в возрасте 4—7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, аутизм ослабевает, уменьшается стереотипность. Специфи­ческие речевые особенности и проблемы в сфере общения ос­таются. Стремление к общению в более старшем возрасте уси­ливается, однако возможности аутичного ребенка ограничи­вают реализацию этой потребности. Затруднена возмож­ность диалога: недостаточен учет желаний собеседника, его готовность к общению; нет навыка соблюдать элемен­тарную очередность слушания-говорения, недостаточное понимание, о чем можно говорить и в какой форме. Харак­терна плохая ориентировка в чувствах партнера по обще­нию; неспособность к гибкому учету изменений в среде и со­ответственно недостаточной гибкости в диалоге приводят к изменению собственного поведения. Быстро возникает пре­сыщение в общении.

283

Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, пере­брасываться одной-двумя репликами. В условии групповой ком­муникативной ситуации пресыщение может выглядеть как мно­гократные уходы участника и возвращения в общий круг. Любая неожиданность, трудность могут вызвать состояние растеряннос­ти и пассивного ожидания внешней помощи либо вызвать страх, импульсивное агрессивное действие, направленное вовне или на себя, усиление стереотипии у аутичного ребенка. Все это ограни­чивает возможности аутичного ребенка общаться в коллективе, в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения. Аутичному ребенку обязательно нужен определен­ный опыт пребывания в формальной детской группе (в классе, в кружке). Специально организованное общение в группе заставля­ет следовать групповым нормам, учиться быть одним из участни­ков, частью общего группового процесса.

В Институте коррекционной педагогики на протяжении 11 лет с несколькими подростками и уже взрослыми людьми с последствиями синдрома РДА ведутся групповые занятия, ко­торые можно назвать Клубом друзей.

Клуб возник из встреч детей на регулярных психокоррекци-онных и педагогических занятиях и совместных праздновани­ях. Участники Клуба не были аутичными. С каждым из них не менее 2— 3 лет велась индивидуальная психокоррекционная и/или педагогическая работа.

Были установлены правила, которые нельзя было нарушать никому. Например, очередность ответов: помогать товарищу, отвечать за него можно только в том случае, если он об этом сам попросит.

Встречи в Клубе включали в себя: совместное с родителями чаепитие, за которым родители могли видеть своих детей в до­вольно необычных условиях, по-своему открывая их.

Такие клубные встречи использовались как средство очень ин­тенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (много­уровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подрос­тков, адекватной их возможностям и уровню развития: •> Стимуляция первого уровня. Каждая встреча имела свою драматургию. Так, сначала все участники неторопливо со­бирались, при этом небольшое опоздание разрешалось. Кто-то в это время мог помогать устраивать помещение для игры — подносить стулья и т. д. Компьютер во время клуб­ных встреч был доступен,"и место перед ним становилось

284

ареной самопроизвольных, без вмешательства взрослых вза­имодействий между участниками. Каждый из пришедших по-своему осваивался в пространстве, привыкал, настраи­ваясь на предстоящее переживание. Точно так же происхо­дило и прощание.

•> Стимуляция второго уровня. Это в первую очередь отчетли­вое переживание тепла и уюта в обжитом безопасном поме­щении. Наиболее ярким из впечатлений второго уровня было совместное чаепитие. Здесь следует отметить, что свою логику, динамику имела не только каждая встреча, но и годовая цикличность встреч. Кульминацией всего года был всегда совместный новогодний праздник, по-своему отме­чались «конец сезона», последняя игра с награждением уча­стников. Начало года (сентябрь — октябрь) и конец (май — июнь) также были отмечены своими неповторимыми собы­тиями, как правило, совместными поездками за город (о роли таких «выходов» речь пойдет ниже). Таким образом, работа Клуба с самого начала была устроена так, чтобы, кроме все­го прочего, дать переживание устойчивого годового цикла, движения времени.

•> Стимуляция третьего уровня. Сама ситуация игры с неопре­деленным финалом предполагает активное включение уров­ня аффективной экспансии. Задания давали столь необходи­мое переживание азарта в предвкушении сложной задачи. *** Стимуляция четвертого уровня. На этом уровне стимулиро­валось развитие эмоционального механизма добровольной жертвы — пусть маленькой, но все же уступки другому. Та­ким образом, как и другие формы психокоррекционной ра­боты с аутичными детьми, Клуб изначально обращался к пе­реживаниям, к эмоциональному опыту разных уровней сис­темы аффективной регуляции и активизировал их, не давая зациклиться на переживаниях определенного уровня и раз­вивая эмоциональные механизмы разных уровней. Формы и методы такой клубной работы были наиболее адек­ватны особенностям младшего школьного и предподросткового возраста. Иными словами, клуб помогал подросткам 12—15 лет и даже 18-летним юношам приобрести тот необходимый опыт, который нормально развивающиеся дети получают в гораздо более раннем возрасте в более естественных условиях (дворовая компания, внеклассная работа в школе, спортивные секции, кружки по интересам).

285

После двух-трех лет встреч, преимущественно с игровыми сценариями, Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в на­правлении меньшей структурированности, менее жесткой за-данности происходящего, а значит, большей спонтанности и ес­тественности. Исчезло игровое шоу, доминирующее место за­няли просто разговоры, беседа знакомых людей на разные темы. При этом постепенно все больше и больше стиралась граница между позициями участников и ведущих профессионалов. Ос­новной задачей являлась организация диалога.

За последние 2—3 года общение на клубных встречах явля­ется полностью незаданным, неспланированным и, следователь­но, непредсказуемым. Участникам все время приходится ждать, соотносить то, чем нестерпимо хочется поделиться в дан­ный момент, с сиюминутной коммуникативной ситуацией: с общей канвой разговора, с фокусом внимания аудитории, даже с преимущественным уровнем громкости речи окружающих в данный момент. Каждому хочется говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог, т. е. участнику больше нужно выговориться самому, чем выслушать других), часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие при­сутствующие, разговор может перейти в иное русло — и участ­ник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.

В сравнении впечатлений детства достигается радостное чув­ство общности присутствующих.

Очень важно, что Клуб остается местом не только специаль­но организованного общения за столом с ведущими, но и спон­танного взаимодействия участников между собой — местом, где можно просто поделиться новостями, расспросить других об их

НОВОСТЯХ И Т. Д.

Клубное общение является ценным тренингом для его участ­ников (в отношении социальных навыков, учета другого чело­века), устойчивой эмоциональной базой, на фоне которой воз­можно формирование гибкой адаптации к окружающей жиз­ни. Этому содействовали выезды на природу, к кому-нибудь в гости, в музей, на концерты и т. д. Сложность ситуации для участников увеличивалась постепенно.

Руководители клуба пришли к выводу, что иногда в реальных жизненных ситуациях, требующих мобилизации душевной и фи­зической, аутичные дети могут проявлять чудеса выдержки и нео­бычайно высокие для них адаптационные возможности.

286


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: