Психология общения
Традиционно в психологии рассматривают общение с трех точек зрения: общение как коммуникация, общение как интеракция (взаимодействие) и общение как перцепция (восприятие). Последовательно рассмотрим каждый из аспектов общения.
Когда в психологии говорят об общении как коммуникации, подразумевают общение как обмен информацией. Тогда уместно говорить о структуре общения, где выделяют:
1. Адресанта − лицо, посылающее сообщение;
2. Адресата − лицо, для которого предназначено сообщение;
3. Сообщение − содержание информации;
4. Код − форма передачи сообщения;
5. Цель − зачем сообщение было передано;
6. Канал связи − посредством чего было передано сообщение (голос, письмо и пр.);
7. Результат − достигнута ли цель передачи информации.
Схему коммуникативного акта можно представить так, как показано на Рис. 3.
Ясно, что информация может передаваться не только от человека к человеку, но и от компьютера к компьютеру или между животными. Поэтому важно уяснить специфику общения как обмена информацией между людьми. Можно выделить две основные особенности такой коммуникации. Во-первых, происходит не только обмен информацией, но и ее осмысление. Во-вторых, в процессе общения люди оказывают друг на друга влияние.
В процессе общения между людьми могут возникать коммуникативные барьеры:
1. Смысловой (семантический) − когда один человек вследствие различных причин не понимает или понимает неверно смысл сообщения.
2. Эмоциональный − интенсивные эмоции препятствуют принятию информации.
3. Барьер отношений − отношение к человеку или роли, которую он выполняет могут препятствовать пониманию информации, вести к искажению информации.
4. Барьер речи − ошибки в выборе слов, аргументов, незнание языка, плохая дикция, сильный акцент и пр.
5. Когнитивный барьер − разный уровень знаний, подготовки; разные системы верований и пр.
6. Физический барьер − место обращения не соответствует характеру общения; физически большая дистанция между людьми.