Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца

Форма общения - коммуникативная д-ть на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них яв-ся следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью к-ых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Экспериментальные исследования общения детей со взрослыми привели к выделению в первые 7 лет жизни следующих 4 видов содержания потребности в общении:

1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);

2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);

3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);

4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).

Содержание потребности ребенка в общении с другими людьми зависит от общего х-ра его жизнед-ти и места в ней общения среди других видов активности.

Формы общения:

- Ситуативно–личностная - в 2 месяца и до конца первого полугодия жизни.

- Ситуативно–деловая - от 6 мес. до 3 лет

- Внеситуативно–познавательная

- Внеситуативно–личностная – к концу дошкольного возраста

Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой осиове появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении. Т.О., общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую соц.реакцию ребенка на взрослого — улыбку. Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с помощью мимики, вокализаций. Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоционального, ситуативно-личностного общения, в к-ое включается малыш в первые 6 месяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка. В выводах психолога М.И.Лисиной и ее сотрудников отмечено, что появление у ребенка улыбки — это соц.контакт со взрослым, «а оформление комплекса оживления... знаменует начало их общения с окружающими». В последующих исследованиях в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых «предличностных образований» младенческого возраста, существенный показатель его нормального соц.развития. Взрослым людям нужно помнить об этом и своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: