Форма общения - коммуникативная д-ть на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них яв-ся следующие 5 параметров:
1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью к-ых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
Экспериментальные исследования общения детей со взрослыми привели к выделению в первые 7 лет жизни следующих 4 видов содержания потребности в общении:
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
|
|
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Содержание потребности ребенка в общении с другими людьми зависит от общего х-ра его жизнед-ти и места в ней общения среди других видов активности.
Формы общения:
- Ситуативно–личностная - в 2 месяца и до конца первого полугодия жизни.
- Ситуативно–деловая - от 6 мес. до 3 лет
- Внеситуативно–познавательная
- Внеситуативно–личностная – к концу дошкольного возраста
Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой осиове появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении. Т.О., общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую соц.реакцию ребенка на взрослого — улыбку. Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с помощью мимики, вокализаций. Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоционального, ситуативно-личностного общения, в к-ое включается малыш в первые 6 месяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка. В выводах психолога М.И.Лисиной и ее сотрудников отмечено, что появление у ребенка улыбки — это соц.контакт со взрослым, «а оформление комплекса оживления... знаменует начало их общения с окружающими». В последующих исследованиях в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых «предличностных образований» младенческого возраста, существенный показатель его нормального соц.развития. Взрослым людям нужно помнить об этом и своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции.