I. а) неспецифическое употребление орудий
б) совместные действия
в) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения
г) частично-совместные
д) овладение специфическим способом употребления орудия
е) показ
II. Перенос действия:
а) с одного предмета на другой
б) из одной ситуации в другую
г) словесное указание
III. Возникновение игрового действия
а) Обобщенные действия
б) выделение взрослого как носителя образцов действия
в) сравнение своего действия с действием взрослого
г) возникновение игрового действия
д) изменение социальной ситуации развития «Ребенок-предмет-взрослый»
Итак, главное в овладении орудийными действиями - это совместная д-ть ребенка со взрослым, в процессе к-ой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В совместной д-ти с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:
1) взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
|
|
2) он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
3) он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
Т.О., освоение операционально-технической стороной предметного действия происходит не через прямое прилаживание движений к образцу, содержащемуся в показе взрослого, а в процессе создания ребенком образа действия с предметом. Построение образа действия с предметом осуществляется в рез-те разнообразных проб. Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.