Специфика развития речи в раннем возрасте

Ранний период развития ребенка выделяется в онтогенезе ч-ка как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Одной из таких молодых и сложно организованных функций яв-ся речь.

Ребенок уже во внутриутробном периоде существования испытывает влияние той речи, к-ая звучит вокруг, и в той или иной мере реагирует на нее. А.А. Леонтьевым предложены данные в анализе развития звуковой стороны речи ребенка до 3 лет жизни. Показано, что в лепете определяется синтагматическая организация речи, возникает структура слога. Затем появляются первые слова как слабо оформленные звукокомплексы на фоне продолжающегося лепета и младенческого разговора - пения. По своей акустической форме они обычно близки лепетным проявлениям и получили название "нянечных слов". Принципиальное отличие первых слов от лепета в их осмысленности Первые детские слова обычно не называют конкретные предметы или явления мира. Их семантика своеобразна, порой их квалифицируют как однословные предложения. Это своеобразие состоит в том, что одним словом ребенок обозначает целые ситуации, причем, одно и то же слово может относиться ко многим из них. Первые детские слова употребляются изолированно, не образуют последовательностей. В 2-3 года ребенок овладевает ситуативной речью.

А.И.Иванова выделяет основные положения в становлении функции речи.

1. В онтогенезе становление функции речи происходит в определенной последовательности.

2. Каждая ф-ция, однажды возникнув сохраняется на всю жизнь. Она развивается, усложняется и совершенствуется.

3. Для успешного форм-я речи ребенка в каждом возрастном периоде взрослые должны создавать необходимые для этого условия.

4. Ведущая роль в развитии речи принадлежит матери как ч-ку, с к-ым у ребенка существует биологическая связь.

В раннем возрасте у ребенка форм-ся активная речь, к-ая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Форм-ся регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Форм-ся понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка. Особенно на 3 году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Т.Н.Ушакова формулирует следующие принципы развития ранней детской речи:

1. Речевой механизм ребенка в первом периоде его жизни управляется унаследованной программой, обеспечивающей функции экспрессии внутренних психологических состояний (первоначально негативного, позднее позитивного х-ра) в форме двигательных, в том числе голосовых проявлений.

2. Функция вокальной экспрессии психологических переживаний составляет раннюю форму речевой активности, к-ая образует по мере взросления важнейшую сторону д-ти ч-ка.

3. Развитие восприятия и продуцирования речевых звуков в первые месяцы жизни ребенка происходит в соответствии с генетической программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов.

4. Усвоение слов из звучащей вокруг речи происходит на основе ингеициональной организации речи окружающих и самого развивающегося ребенка.

5. Наследственная программа сохраняет свое значение на этапе форм-я грамматики. Ее действие направлено на осуществление механизма аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, форм-и грамматических структур и динамических стереотипов.

Т.О., речь ребенка раннего возраста яв-ся сложной формой познания окр. мира и форм-ся по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и сверстники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: