Учение Б.Г.Ананьева о человеке

По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в ч-ка обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в ч-ке яв-ся главным образом индивид. Ч-к как индивид представляет собой сов-ть природных, генетически обусловленных св-в, развитие к-ых осуществляется в ходе онтогенеза, рез-том чего становится биологическая зрелость ч-ка. Социальное представлено в ч-ке посредством личности и субъекта д-ти. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые св-ва. С другой стороны, личностью и субъектом д-ти ч-к может стать лишь на основе нек-ых индивидных структур. Каждый ч-к как личность проходит свой жизненный путь, в рамках к-го происходит социализация индивида и форм-ся его социальная зрелость.Ч-к как личность представляет собой сов-ть общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако ч-к – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект д-ти, производящий материальный и духовные ценности. Ч-к как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура ч-ка как субъекта д-ти образуется из определенных св-в индивида и личности, к-ые соответствуют предмету и средствам д-ти. Основу предметной д-ти ч-ка составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной д-ти составляют процессы познания и потому ч-к предстает как субъект познания. В основе коммуникативной д-ти лежит общение, что позволяет рассматривать ч-ка в качестве субъекта общения. Рез-том осуществления различных видов д-ти ч-ка как субъекта становится достижение им психической зрелости. Ч-ка как субъекта д-ти изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Т.О., каждый ч-к предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе к-го осуществляется социализация индивида. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем д-ти, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – неповторимое сочетание в ч-ке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Ч-к как индивид, личность и субъект д-ти может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив

все факты и данные о ч-ке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – функциональная характеристика ч-ка, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта д-ти. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения ч-ка, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств ч-ка как индивида, личности и субъекта д-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: