Память о прекрасном

Это упражнение принесет какой-то результат лишь в том случае, если вы ярко оживите в памяти соответствующие события, подключив к тому все свои чувства, – как если бы вы действительно испытывали происходящее, а не просто вызывали его из глубин памяти.

1.Оживите в памяти моменты соприкосновения с безобразным. Вновь ощутите отвратительное, разрушающее влияние безобразного на ваше тело и душу. Помните, что это может быть безобразное любого толка, не обязательно физическое уродство.

2.Теперь оживите в памяти несколько моментов соприкосновения с прекрасным. Это может быть красота природы, взаимоотношений, развития, понимания и т.д. Вполне прочувствуйте то необычное воздействие, которое оказывает на вас прекрасное.

Некоторое время наслаждайтесь этими моментами, пусть они проникнут в глубину вашей души, чтобы вы могли понять, оценить и усвоить их, вновь убедиться, что они присутствуют в вас.

3.Теперь уделите какое-то время тому, чтобы ощутить открытость всего своего существа прекрасному, осознать свою восприимчивость и живой интерес к прекрасному во всех его проявлениях.

Глава 18

СИНТЕЗ

Гармоничное единство противоположностей – это состояние, к которому в той или иной степени может приблизиться любой человек. Но для этого сперва нужно выявить свои наиболее ярко выраженные противоположности и изучить различные возможные пути работы с ними. Проделав такой анализ, мы затем сможем приступить к синтезу.

К числу общераспространенных противоположностей внутреннего мира человека можно отнести любовь и волю, практичность и идеализм, чувства и разум, Эрос и Логос, чувственность и духовность, деловитость и игривость, интуицию и логику, пессимизм и оптимизм, мужественность и женственность, консерватизм и радикализм, интроверсию и экстраверсию.

Игра этих противоположностей дает нам возможность обогатить свой опыт, свою деятельность и, в конечном счете, свой синтез. У некоторых людей трудно обнаружить хоть какое-нибудь противоположное качество. Создается впечатление, что они всецело обусловлены какой-то одной стороной своей личности: человек, например, может быть только работником, и совершенно не уметь развлекаться; или он может быть интеллектуалом, начисто выключенным из эмоциональной жизни – и так далее. Обычным результатом такой односторонности является застой в развитии.

Впрочем, подобная односторонность и ограниченность зачастую бывает поверхностной: люди, отождествленные с одним полюсом своей личности, могут быть щедро наделены противоположным качеством, но подавлять его.

Еще чаще встречаются случаи колебательного проявления противоположных качеств, когда человек по очереди отождествляется то с одним, то с другим.

Проблема возникает тогда, когда мы отождествляем себя лишь с каким-то одним из своих противоположных качеств за счет другого. Затем мы постепенно становимся пленниками избранного нами качества и соглашаемся ограничить себя им. Наше поведение обедняется, поскольку мы в своем ослеплении не видим противоположной половины спектра существующих у нас возможностей.

Очевидно, разрешение этой проблемы состоит в том, чтобы сознавать оба полюса, не отождествляясь ни с одним из них: необходимо достичь состояния творческого напряжения, динамического равновесия между полюсами. Чтобы достичь этого, можно воспользоваться методом самоотождествления, то есть отождествления с самим собою, с "я", независимым от обеих сторон. Свобода "я" позволяет нам оценить по достоинству их дарования и богатство, регулировать их взаимодействие и решать, какую из сторон уместно будет проявить в той или иной ситуации.

По мере того, как мы все лучше и глубже знакомимся с этими противоположностями, мы видим, что контраст между ними слабеет. В конечном итоге они сходятся и сливаются в синтезе.

Такой синтез – состояние возможное и желательное. В самом деле, можно быть волевым и в то же время любящим человеком; свободным и внутренне упорядоченным; практичным идеалистом; мечтательным организатором. И все же слова эти не вполне передают то, что подразумевается под синтезом. Ибо слияние противоположностей создает новую психологическую реальность, несводимую к сумме составляющих ее частей. Поскольку такого рода реальность возникала в человеческом опыте крайне редко, человечество не выработало слов для ее обозначения, – для обозначения, скажем, синтеза чувственности и духовности, игры и работы, ума и чувства. Этот факт показывает, сколь обусловлен наш обиходный язык нашими противоположностями, воспроизводя и увековечивая такую внутреннюю расщепленность.

Когда происходит синтез, новая сущность представляет собой нечто большее, нежели сумму исходных элементов. Будучи смешаны, кислород и водород образуют просто смесь элементов кислорода и водорода. Но если в этой смеси проскакивает искра, происходит взрыв, синтезирующий из них воду – нечто более сложное, и в то же время включающее в себя обоих. Синтез психологических элементов дает сходный результат: высвобождение психической энергии; появление нового качества, которое включает в себя исходные; и сознание того, что ни одно из исходных качеств утрачено не было, что мы при желании можем вернуться к любому из них, даже если обычно и не испытываем в этом потребности.

Приведенное ниже упражнение разработано для такой пары противоположностей, как игра и работа, но предложенная в нем схема может быть использована и для любой другой пары противоположностей. Цель упражнения – представить синтез или, по крайней мере, состояние динамического равновесия значимых для вас в настоящее время противоположностей. Если вы почувствуете, что переходите на сторону одной из них и начинаете осуждать другую, мягко но твердо откажитесь от этого и возвратитесь в нейтральную позицию, например, журналиста или ученого, заинтересованного во всестороннем изучении вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: