Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:
1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
3. Учебного плана Образовательного учреждения.
Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, тесно связаны с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.
Программа рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
· Создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
· формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;
· корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;
· способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
· коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Группы учащихся по уровням обучаемости:
1 группа учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение базового стандарта.
2 группа, для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение достаточного уровня.
3 группа, эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам. Усвоение по результатам индивидуальных достижений
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны уметь:
· называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
· участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
· составлять простые нераспространённые предложения;
· распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
· названия изучаемых предметов,части предметов.
· названия времён года, цикличность, признаки
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
· о мире живой и неживой природы;
· о человеке, работе его органов чувств;
· о погоде и её явлениях;
- о смене времени года.