Семья, как воспитательный институт; социальные функции семьи, воспитательный потенциал семьи, типы семей, стратегии семейного воспитания, педагогическое образование родителей, система воспитательных отношений в семье, ребенок как субъект воспитательного процесса, родительская педагогика, нетипичная семья, сотрудничество семьи и школы.
Вопросы:
1. В чем заключается воспитательный потенциал современной семьи? Назовите факторы, способствующие и препятствующие его реализации.
2. При каких условиях современная семья может оказаться «островом устойчивости»?
3. Может ли школа компенсировать недостатки семейного воспитания?
4. Какие пути привлечения родительской общественности к участию в школьной жизни вы видите?
5. Каким новым смыслом должно наполниться привычное «суждение» союз семьи и школы?
Задания.
1. Дайте характеристику основным концепциям педагогического образования родителей в России. Проведите их сравнительный анализ с зарубежными концепциями (Модель развития педагогической культуры И. Гребенникова, модель Любви и Свободы Ю. Азарова).
2. На основании изученной литературы и опыта разработайте проект, программы работы с родителями на учебный год.
3. Разработайте проект эффективных форм педагогического образования родителей (ролевая игра, тренинг, практикум, дискуссия и др.).
4. Проведите небольшое микроисследование, используя такие методы, как опрос, анкетирование, тестирование.
Возможные темы: «Ценности моей семьи», «Семья глазами учеников», «Отношение родителей к школе», «Взаимоотношения в семье».
Проанализируйте результаты. Какие выводы вы можете сделать на их основании.
5. Какие семейные проблемы поднимаются в радио- и телепередачах, в прессе? В какой степени они отражают реальные проблемы жизни современной семьи? С этой целью отберите несколько радио- и телепередач, газетных и журнальных статей и проанализируйте их содержание.
Возможные темы рефератов, курсовых работ
1. Воспитательные возможности современной семьи.
2. Воспитание семьянина в школе.
3. Современные подходы к педагогическому образованию родителей.
4. Педагогическая культура родителей как условие успешного воспитания ребенка в семье.
5. Проблема взаимопонимания родителей и детей.
6. Семья и школа: проблема взаимодействия.
7. Семья как воспитательный институт.
Литература:
1. Азаров Б.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. – М.,1993.
2. Воспитание детей в неполной семье./ Под ред. Ершовой Н.М. – М., 1980.
3. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя, - М., 1989.
4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. – М., 1990.
5. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение. – М., 1996.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Книга для учителя. М., 1988.
9. Помощь родителям в воспитании детей. – М., 1992.
10. Сатир В. Как строить себя и свою семью? – М., 1992.
11. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / Пер. с фин. – М., 1993.
Глава V Воспитательные гуманистические системы.
Человек не воспитывается по частям, он
создается синтетически всей суммой влияний,
которым он подвергается. Поэтому отдельное
средство всегда может быть и положительным и
отрицательным, решающим моментом является
не его прямая логика, а логика и действие всей
системы средств, гармонически организованных.
А.С. Макаренко.