Программы СПО-ФДО | Функциональное значение в условиях деятельности детских организаций | ||
Удовлетворение интересов детей | Формирование способностей к социальным действиям | Социальная защита детей | |
«Школа демократи-ческой культуры» | Интерес к политике | Формирование способностей к политическим действиям | Защита через участие в работе органов самоуправления |
«Свой голос» | Интерес к работе журналиста | Формирование способностей к политическим действиям, развитие творчества | Защита интересов детей средствами прессы, радио и телевидения |
«Каникулы» | Стремление интересно провести и организовать свой досуг | Формирование разнообразных социальных способностей | Защита прав ребенка на отдых |
«Рост» (для малышей) | Реализация фантазий, потребности в приключениях и собирательстве | Формирование навыков и способностей, основ социально значимой деятельности | Защита детей от произвола взрослых и государства |
«Древо жизни» | Интерес к своему прошлому и истории семьи | Способность к оценке событий на основе принципа гуманизма | Защита детей в семье |
«Игра – дело серьезное» | Удовлетворение потребностей в игре | Формирование разнообразных способностей через имитацию социальных отношений | Защита прав ребенка на отдых |
«От культуры и спорта – к здоровому образу жизни» | Удовлетворение потребностей в спорте | Формирование готовности к здоровому образу жизни | Защита здоровья детей |
«Мир красотой спасется» | Удовлетворение эстетических запросов | Формирование творческих способностей в духовной сфере | Защита прав на творчество |
«Детский орден милосердия» | Удовлетворение потребности в милосердии | Формирование готовности к гуманным действиям | Защита прав детей-сирот и детей-инвалидов |
«Алые паруса» | Удовлетворение интересов к профессиям моряка, военного | Формирование готовности к защите Родины | Гуманизация детского патриотизма. Защита прав детских военно-патриотических объединений |
«Хочу делать свое дело» | Удовлетворение потребности в коммерческой деятельности | Формирование готовности к экономическим отношениям | Защита экономических прав детей |
Программы разрабатываются с учетом вариативности, спредставлением членам организации права создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ. Данный подход к новому содержанию позволяет найти такие пути обновления организации, которые станут началом ее возрождения.
|
|
Основные понятия.
Детские формирования, детское движение, детские организации, детские объединения, вариативно-программный подход, социальная защита детей, самодеятельность детей, добровольность, самоуправление, соуправление.
|
|
Вопросы для самопроверки.
1. В чем воспитательная ценность детских объединений?
2. Как можно классифицировать детские объединения?
3. Почему в основе отбора содержания деятельности детских объединений лежит вариативно-программный подход?
4. Кратко охарактеризуйте программы детских объединений.
Задания для самостоятельной работы.
1. Подготовьте подробное описание одной из понравившихся воспитательных программ. Выступите с подготовленным материалом на семинаре.
2. Каждая воспитательная программа имеет определенную структуру. Познакомившись с некоторыми воспитательными программами, определите их структуру.
3. Разработайте свой проект воспитательной программы, которую вы могли бы реализовать с детьми определенного класса в течение года.
4. Разработайте свой проект детского объединения. Какие идеи, принципы лягут в его основу? Почему он будет интересен детям? Защитите его в своей группе.
Возможные темы рефератов, курсовых работ.
1. Детские организации: прошлое и настоящее.
2. Особенности скаутского движения в России.
3. Детские организации и объединения за рубежом.
4. Опыт социальной защиты детей в деятельности детских организаций.
5. Развитие самодеятельности детей в детских организациях и объединениях.
Литература.
1. Выбираем свой путь (программы деятельности детских и подростковых организаций) / Под ред А.В. Волохова. – М., 1992.
2. Волохов А. Детские организации – что нового? // Воспитание школьников. – 1994, № 1, с. 2-4.
3. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система. // Педагогика, 1992, № 56, с. 26-32.
4. Государство и дети: реальности России. // Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995.
5. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности. // Педагогика, 1992, № 11-12.
6. Запесоцкий А.С., Райн А.П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. – М., 1990.
7. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан. – М., 1990.
8. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации. Учебное пособие. – М., 1999.
9. Филиппов. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. – М., 1990.
10. Харченко С.Я. Подготовка учителя к работе с детскими объединениями. – Луганск, 1992.
Глава IV. Воспитание в семье.
В семье три четверти
счастья человеческого,
а в остальном едва ли
четверть.
Ф.М. Достоевский