Школы управления

Тема 2. История развития теории и практики менеджмента

Школы управления

Концепция научного управления

Концепция административного управления (классическая школа управления)

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений

Концепция управления с позиции науки о поведении

Количественная концепция

Процессный подход

Системный подход

Ситуационный подход

Школы управления

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Термин "организация управления" представляет собой вид деятельности по руководству людьми (управление персоналом).

УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает иное определение: управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Понятие "управление" имеет и другое определение. Управление - это процесс воздействия на ресурсы для достижения результатов (целей) организации (системы).

На фоне общего представления о менеджменте можно дать обобщенную характеристику менеджера: это руководитель, им управляющий, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности.

Применяется к: 1) организаторам каких-либо работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп, 2) руководителям предприятия в целом или его подразделений, 3) руководителю по отношению к подчиненному,
4) к администратору любого уровня управления, который организует работу.

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Развитие теории управления, началось в нач. XX века. Это связано с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. В последствии наука об управлении развивалась не как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления. Сложились в основном 5 направлений:

1. школа научного управления,

2. школа административного управления,

3. школа с позиции человеческих отношений и психологии человека,

4. школа с позиции поведения человека в производстве,

5. количественный подход.

Кроме того, за последнее время сложились 3 научных подхода к исследованию науки и практики управления:

1. системный подход,

2. подход к управлению как к процессу (процессный подход),

3. ситуационный подход.

Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: